пятница, 12 февраля 2021 г.

Судьбы людей – история страны

 Уважаемые читатели! Я начала читать роман Людмилы Улицкой «Зелёный шатёр» ещё 1 февраля. Сначала совсем не понравился, потом понравился, затем опять не понравился… Прочитав меньше половина книги, я купила произведение Карен Уайт «Когда я падаю во сне». Прочитала. Написала отзыв. Опубликовала. И опять вернулась к Людмиле Улицкой.

         Мне кажется, что по роману «Зелёный шатёр» можно изучать историю России. Начинается с рассказа о советской действительности с 1953 года, года смерти Сталина. Сначала герои романа узнали о его болезни. Многие люди не верили в его болезнь, так как предполагали, что Сталин уже умер, а правительство скрывает от народа его смерть. И вот по радио сообщили о смерти главы государства. Кто-то прослушал равнодушно, для кого-то это было настоящее горе, а кто-то радовался тихо про себя.

    «Три дня спустя объявили о смерти Сталина, и Виктор Юльевич испытал несколько мелочное чувство удовлетворения – он догадался об этом раньше всех. К тому же он принадлежал к тому абсолютному меньшинству, которое оплакивать великую утрату не собиралось. Родители отправляли его в Грузию на все лето, и последний раз они были в Тбилиси всей семьей незадолго до смерти отца, в тридцать третьем году.

    Он знал от отца, как презирала, боялась и ненавидела Джугашвили вся их грузинская родня.

    Умер тиран. Умер титан. Существо древней породы, из подземного мира, страшное, сторукое, стоглавое. С усами».

         Как страшно описывает Людмила Улицкая похороны Сталина. В школе мальчишкам сказали не выходить из дома три дня, и не пускать родителей, но разве детей удержишь…

«Над городом стоял ужас – древний, знакомый лишь из греческой мифологии, он покрывал город, заливал его чёрной водой, тот ужас, который приходил лишь во сне, в детских кошмарах, поднимавшихся со дна души. Какая-то подземная прорва излилась наружу, угрожая любой человеческой жизни.

В оцепенении сидели и родители Бори Рахманова. Дозвониться в милицию, в больницы, в морги они не смогли. Все телефоны были заняты.

Борю они найдут только через четыре дня среди тел, лежащих на снегу возле переполненного Лефортовского морга. Опознают его по бельевой метке на рубашке – белые рубашки Галина Борисовна Рахманова не стирала сама, сдавала в прачечную. На руке погибшего сына был еще один номер, написанный фиолетовой краской, – 1421.

Хоронили этих задавленных людей тихо, скрытно. Никто их не пересчитал, и только номер на руке Бори свидетельствовал, что их было не менее полутора тысяч.

Венка от школы на могилу Бори Рахманова никто не возлагал. Да никаких цветов в те дни не было – все ушли на вождя. В эти страшные дни умер еще один человек, частной и домашней смертью, – композитор Сергей Прокофьев. Но до этого вообще никому не было дела».

         Роман состоит из пролога, эпилога и 30 глав. Каждая глава имеет своё название. Седьмая глава называется «Зелёный шатёр». Так автор назвала и всю свою книгу.

В своём романе Людмила Улицкая изображает очень много героев, целая галерея характеров, но есть и главные герои: еврейский рыжеволосый сирота Миха, поэт,  безотцовщина Илья, который выбрал себе для самовыражения фотографию и интеллигентный, воспитанный мамой и бабушкой Саня, талантливый пианист, повредивший руку. И их учитель литературы с неслучайной грузинской фамилией Шенгели. Их женах и детях. Как они росли, как взрослели, как менялись. Кто-то прошел весь жизненный цикл до конца и стал по-настоящему взрослым, а кто-то остановился в своем развитии. Маленькие люди на фоне больших исторических событий: смерти Сталина, оттепели, диссидентства...

«Не утешайтесь неправотою времени. Его нравственная неправота не делает еще нас правыми, его бесчеловечности недостаточно, чтобы, не соглашаясь с ним, тем уже и быть человеком», – писал Борис Пастернак Варламу Шаламову. Эти слова стали эпиграфом к книге.

Улицкая написала роман о том, как остаться человеком в бесчеловечные времена.

Читая роман, я испытывала беспросветную тоску. Хотелось почитать чего-то романтического, радостного, загадочного, например, интересную семейную историю, интересный детектив, историю о любви. Такой книгой-подарком и оказалась история, написанная Карен Уайт в её романе «Когда я падаю во сне».  Прочитав эту книгу за два выходных дня, я немного пришла в себя и опять вернулась к роману Людмилы Улицкой.

Книгу Людмилы Улицкой «Зелёный шатёр» я читала в рамках читательского марафона «Отличная книга».  

Дорогие друзья! Вы читали какие-нибудь романы Людмилы Улицкой? Я читала её книги "Лестница Якова" и "Казус Кукоцкого". Мне понравились.  


 Дорогие читатели! Большое спасибо за добрые комментарии! Пожалуйста, постарайтесь не использовать активные ссылки. Если вы блогер, я найду ваш блог с помощью вашего профиля в Гугл. 

 Thanks a lot for your kind comments! Please try not to put your active links. If you are a blogger I can find your blog with your Google profile. 

50 комментариев:

  1. Добрый день, Ирина Михайловна!
    Улицкую и читаю с удовольствием, и слушаю. Особено в период самоизоляции много слушала.
    Читала и романы, которые Вы называете. И сборники рассказов. Всё очень нравится.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Викторовна! Роман "Зелёный шатёр" мне было читать тяжело.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ирина Михайловна.
    Когда Вы впервые упомянули о книге, которую начали читать, и "забросили", я и представить не могла, что там такой сюжет.
    Книга заинтересовала, очень захотелось прочитать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Книгу я прочитала до конца, но было и страшно, и тяжело, и непонятно, как жили многие люди в то время.

      Удалить
    2. А мне как раз интересно читать об этом времени.
      К сожалению, не многие писатели могут передать истинное положение вещей.
      Поэтому книгу обязательно прочитаю и напишу отзыв.

      Удалить
    3. Ирина Валерьевна! В книге 600 страниц. Надо читать в книжном варианте, хотя электронный тоже есть. Я пока её ещё не сдала в библиотеку.

      Удалить
  3. Il tempo per leggere, come il tempo per amare, dilata il tempo per vivere.Daniel Pennac

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Ирина Михайловна! А я книги Улицкой люблю! Не могу сказать,что прочитала у неё всё, но многое. Да она пишет о трудных годах страны, о трудных судьбах людей. Это наша история. Исторические книги запоминаются, заставляют думать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Мне её книга "Зелёный шатёр" показалась очень сложной и скучной.

      Удалить
  5. Leggere è un bellissimo modo per investire nel tempo che ci è donato.
    sinforosa

    ОтветитьУдалить
  6. Еще не читала. Придется потскать.

    ОтветитьУдалить
  7. Эту книгу не читала у Улицкой. Но ее книги для меня беспросветны, поэтому я обхожу автора стороной.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия, мне эта книга не понравилась. Очень много персонажей. Все такие странные. Я не понимаю таких людей.

      Удалить
  8. Совершенно согласна с Лилией, самое подходящее слово "беспросветны". Такое ощущение, что все сидели в темноте, всего боялись, тихо ненавидели, а все вокруг было затянуто колючей проволокой. И в те времена люди умели радоваться, и жить тихой и светлой жизнью, и любили, и страдали, и рождались дети, и были праздники. Да, это было непростое время, а разве девяностые были простым временем? Для многих не менее сложным. Иногда у меня создается впечатление, что у Улицкой для читателя всего две краски жизни: черная и темно-серая. И если герой хороший человек, то у него обязательно все будет плохо.
    Спасибо за рассказ о книге.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, я полностью с вами согласна. Вы очень четко и ярко выразили мои мысли. Мне было трудно подобрать такие слова, и я боялась обидеть автора.
      Но ведь не всем людям могут нравиться её книги.

      Удалить
  9. Hi Irina, the cats are all good and say hello to you. They haven't learned Russian yet, so they said it in English ;-) Take care and hugs xx

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Dear Ananka! I am sorry your cats don't speak Russian and my pets don't speak English. How will they talk to each other?

      Удалить
  10. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
    С трудом Вы читали "Зелёный шатёр". Книга непростая, конечно. Это не женский роман.
    Роман заставляет о многом задуматься. "Зелёный шатёр" - о мире, в котором жили наши родители, бабушки, дедушки.
    Спасибо, что книгу дочитали! Спасибо за отзыв!
    А мой отзыв: https://olgagolubeva.blogspot.com/2017/07/16_27.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! В 1953 году моя мама была совсем маленькой девочкой. В 1949 умерла ее мама. Отец в 1948 вернулся из госпиталя. У моих родных была совсем другая жизнь. Главная проблема для моего деда была - как прокормить 4-х детей, оставшихся без матери.

      Удалить
  11. Хороший обзор, Ирина. Ваши чувства вполне понятны. Я хорошо помню тот день, когда гудели все заводы и фабрики. Роман Улицкой не читала, но может и появится желание, хотя не уверена...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда! Я меня не будет никогда желания, чтобы перечитать этот роман.

      Удалить
  12. Спасибо большое за аннотации. Ирина, сейчас мне совсем не хочется такой грустной прозы жизни, полной безысходности. Может, однажды я прочитаю эту книгу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дорогая Хилола! Книга грустная. Читала и грустила. Неужели в те времена не было у людей никакой радости?

      Удалить
  13. Ciao Irina, vedo con piacere che leggi molto e spazi su vari generi.
    Leggere oltre che rilassante apre anche la mente, certo non tutti i libri sono piacevoli e scorrevoli, ma si possono sempre non terminare.

    ОтветитьУдалить
  14. Как ни странно, я прекрасно помню день, когда было объявлено о смерти вождя. Было полное ощущение конца света!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Семён! Люди и ощущали конец света. Мама моя в 1953 была совсем маленькой, и совсем не запомнила смерть Сталина.

      Удалить
  15. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
    Я считаю такую художественную литературу самой полезной - где вымысел автора сочетается с правдивыми историческими событиями! Сюжет очень увлекателен!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лилия Павловна, не каждый человек может прочитать такую книгу. Мне было сложно читать!

      Удалить
  16. Здравствуй, Ира! Да, есть такие книги, которые в один присесть не прочитаешь, приходится откладывать, и потом к ним снова возвращаться. Для меня такой книгой стал роман Г. Сенкевича "Камо гредеши" о Древнем Риме, о мрачных временах правления Нерона, о становлении христиантва и страданиях первых христиан. Хотела написать отзыв об этой книге, но так и не смогла, сложно было передать все испыианные эмоции.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, обязательно напиши отзыв! Мне так хочется его прочитать.

      Удалить
  17. Greetings from Turkey! I heard that book very much here. But have not read it yet. Thanks to your article and comments. I got a deep information about it. I will read it soon. Thank you.

    ОтветитьУдалить