воскресенье, 30 января 2022 г.

Мы милашки, куклы-неваляшки

  Дорогие читатели! Мне на память от мамы остались куклы-неваляшки. Мама начала их собирать не за долго до смерти, поэтому их только 6. Самую первую неваляшку (самая большая неваляшка) мы с братом ей купили на 8 марта. Она сама захотела её в подарок. Помню, что эта кукла стоила всего 5 рублей. Такие куклы редко можно встретить в магазинах нашего города до сих пор.

         Куклы стоят у меня высоко на книжном шкафу. Поэтому мои пушистики редко их видят. Им интересно посмотреть, и даже поиграть. На фотографии вы видите Люсю в её новом домике. А это пришли Лёша и Томас, посмотреть на неваляшек. 



    Про кукол-неваляшек очень много детских стихов.

Целый день стоят как свечки
Эти чудо — человечки..
Не желают куклы спать,
Не уложишь на кровать.
Покачаются немножко
И опять встают на ножки.
Подскажи — ка мне на ушко:
Как название игрушки?
Отгадать совсем не тяжко:
Это кукла неваляшка.


Ты, игрушка-неваляшка —
Ярко-красная рубашка —
Круглолицая матрешка,
Отдохнула бы немножко,
Прилегла бы на бочок.
Раскрутилась, как волчок!
Уложил — ты снова встала.
Неужели не устала?
Нет, напрасно папа с мамой
Говорят, что я упрямый.
Ты упрямее, гляжу!
Целый час уже сижу,
А вертлявую игрушку
На пуховую подушку
Ну никак не уложу!

(Н. Родивилина)

         Интересно узнать историю кукол-неваляшек. Ведь эти игрушки тоже являются культурным наследием народов России. В Интернете можно найти много информации о куклах-неваляшках.



Неваляшка – это очень старая детская игрушка. В русском фольклоре она носит поэтичное название «ванька-встанька». Принцип устройства такой куклы достаточно прост. За основу берется скругленный полый сосуд, внутри которого установлено грузило. Благодаря этим элементам игрушка не может опрокинуться на бок, она всегда встает. Важной особенностью ваньки-встаньки является то, что благодаря своим размерам, форме и конструкции он абсолютно безопасен для детей.


На территории современной России неваляшка появилась приблизительно 200 лет тому назад. В начале XIX столетия неваляшка пользовалась огромной популярностью и была широко распространена. Чаще всего такие игрушки продавали на ярмарках. Поначалу ванька-встанька носил другое название – «кувыркан». Оформляли игрушки в виде скоморохов, девушек на шаре или толстопузых купцов. Каждая неваляшка расписывалась яркими красками в традиционном русском стиле.

Во времена Российской империи центром производства этих кукол была Нижегородская губерния. Тогда выделялось несколько стилей оформления, например городецкий, федосеевский, семеновский. Делали игрушки из дерева, чаще всего из сосны, липы или осины. В деревнях такие игрушки даже могли передаваться по наследству.

 


Историки считают, что на территорию России неваляшка попала с Востока. Скорее всего, первые подобные игрушки были привезены купцами. Наиболее популярная версия появления игрушки говорит о том, что появилась она в Японии. История появления, скажем прямо – жутковатая. На создание игрушки местных вдохновил монах-отшельник Бодхидхарма, у которого из-за продолжительного сидения атрофировались все конечности. Тем не менее, люди оценили поступок монаха-философа и стали воспринимать его как некое божественное существо без рук и ног. Так в Японии появились игрушки-дарумы.

Дарума используется в ежегодном новогоднем ритуале загадывания желаний: её владелец, загадав желание, рисует зрачок в одном из глаз куклы. На подбородке дарумы часто рисуется имя её владельца. В течение года дарума хранится дома на видном месте, рядом с другими домашними объектами поклонения, например, домашним буддистским алтарём буцуданом. Если к следующему новому году желание сбывается, даруме дорисовывают второй глаз, а если нет — куклу относят в храм, сжигают и приобретают новую. Сжигание дарумы — это ритуал очищения, чтобы каждый понял, что загадавший желание не отказался от своей цели, а ищет другие пути её реализации.

В Советском Союзе продолжили делать неваляшки. Более того, игрушка эта была очень популярной среди детей. Недооценивать преимущества ваньки-встаньки было невозможно. Яркая и простая кукла помогала развивать у детей моторику и воображение. Одним из крупнейших мест выпуска кукол был завод в Котовске Тамбовской области. Именно оттуда игрушка попадала на прилавки советских магазинов, а затем в руки заботливых мам и бабушек.

Неваляшки вбирают в себя тепло умелых рук и добрых сердец наших мастеров, а затем с лихвой передают их детям. Куклы улыбаются детям, совершают свои кульбиты, вызывая смех малышей и невольные улыбки их родителей, бабушек и дедушек. Котовские неваляшки – это то, что нужно для создания атмосферы добра, в которой растёт малыш. 

Мои пушистики тоже любят играть с неваляшками. А у вас есть дома кукла-неваляшка?

Этот пост я опубликовала в своём блоге, чтобы принять участие в акции «Фольклорная россыпь», которая с 11 января по 20 февраля проводится на сибирском краеведческом сайте «Вики-Сибириада». 

Источники:

https://www.sutori.com/en/story/istoriia-vozniknovieniia-nievaliashki--TT2dsbLJtDiS6k74AwDPLmdf

 Неваляшка - история и описание игрушки (i-igrushki.ru)

 https://www.culture.ru/s/vopros/nevalyashka/

  

    Дорогие читатели! Большое спасибо за добрые комментарии! Пожалуйста, постарайтесь не использовать активные ссылки. Если вы блогер, я найду ваш блог с помощью вашего профиля в Гугл. 
 Thanks a lot for your kind comments! Please try not to put your active links. If you are a blogger I can find your blog with your Google profile.

58 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Какая Вы молодец, что сохранили неваляшки! Это и память о маме, и о детстве! Это такой раритет. Я таких не видела сегодня в продаже.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Я тоже уже давно нигде не видела, чтобы у нас продавались неваляшки! Эти игрушки - воспоминание о маме!

      Удалить
  2. Molto belle queste bambole e per di più sono una rarità.Un ricordo di tua madre da tenere caro!

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Хорошая память! Берегите их! У меня в детстве были 2 неваляшки: маленькая и побольше, но, к сожалению, не сохранились. А я видела эти игрушки в Музее советской игрушки ( у нас такой есть)!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна! Сейчас неваляшек только в музеях можно увидеть. Скоро вообще эти куклы станут редкостью.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Я посмотрела на Wildberries - там есть неваляшки всё того же завода из Котовска, так что коллекцию можно пополнять.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Татьяна Владимировна! Сейчас все интернет-магазинов требуют расчет только онлайн. Это не для меня.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ирина Михайловна.
    Как хорошо, что Ваша мама оставила после себя такую память.
    Мелодичный перезвон очень успокаивает.
    У меня дома тоже есть матрёшка и необычная неваляшка, а также несколько фигурок, доставшихся мне на память от родственников.
    Как раз думала, о чем сделать пост на завтра.
    Вот пойду фотографировать)
    Спасибо за идею.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Здорово! С удовольствием посмотрю ваши игрушки.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Обожаю неваляшек! Мой сын, когда был совсем маленьким, тоже их любил. Это же просто кладезь, а не игрушка, столько развивает в ребёнке. Спасибо, что поделились.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Интересно, Светлана Николаевна, сохранились ли неваляшки, с которыми играл ваш сын?

      Удалить
    2. Да, жаль. Я неваляшки мамы тоже забрала у брата. Знала, что он с женой или их кому-нибудь отдадут, или сломают.

      Удалить
  7. Здравствуй, Ира! В детстве у нас с братом были неваляшки. Но, к сожалению, они не сохранились. А, ты, молодец, что сохранила мамину коллекцию неваляшек. Видишь, как эти куклы тебе сейчас пригодились.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Лариса! Хорошо, что я забрала неваляшки, когда переезжала в эту квартиру. У брата их бы уже давно не было. Раздали бы или сломали.

      Удалить
  8. Ирина, добрый вечер! Какой замечательный пост! Я обожала неваляшек! У меня в детстве они были немножко другие....А вот самая большая неваляшка была у моей дочери,но к сожалению...она раскололась,видимо от старости...Я её несколько раз склеивала,но...Да и такая память у тебя о маме,трогательная и теплая.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Светлана! Я рада, что неваляшки мамы вот уже более 20 лет храню на память о ней.

      Удалить
  9. Ирина Михайловна, спасибо за интересную информацию. Невыляшки были первыми игрушками наших детей. А сейчас их редко можно встретить.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Алексеевна! Я тоже давно не видела их в продаже.

      Удалить
  10. Ирина Михайловна, спасибо за приятные воспоминания для ваших читателей и познавательную информацию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алевтина, спасибо, что прочитали мою семейную историю.

      Удалить
  11. Quelle bambole sono carinissime, se non ricordo male ne avevo una in famiglia chissà che fine avrà fatto? Sono rare da trovare e fai benissimo a conservarle, tanto più che sono un dolce ricordo della tua mamma. Ciao cara Irina.
    sinforosa

    ОтветитьУдалить
  12. Да,у всех моих детей они были.Но когда родился младший сын,их в"Русской Книге" Был там "только"зайчик.Я боялась,так как могли уши поранит.Но,он был умной уже как малышь.Я видела єту игрушку каком то магазине.
    Обнимаю Ева

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, дорогая Ева! Я рада, что тебе знакома эта игрушка, хотя ты живёшь в Чехии.

      Удалить
  13. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
    И Вы в акции поучаствовали, и мы теперь знаем больше о неваляшках. Конечно, неваляшка, одна из первых игрушек ребёнка. Она была и у меня, и у моего сына.
    Сейчас тоже можно встретить неваляшек. Моя подруга коллекционирует снеговиков, так я ей в этом году дарила снеговичка-неваляшку.
    Как всегда, позабавили Ваши пушистики. Ни одно дело в доме не должно делаться без их участия!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Антонина Валерьевна! Ведение блога помогает участвовать в акциях Вики-Сибириады.
      Мои питомцы очень любознательные. Им все интересно!

      Удалить
  14. Чудесный рассказ! Большое спасибо! Мне кажется, что у меня была неваляшка. Видимо, потерялась в череде переездов. Я кукол не покупала, как-то не было принято мальчикам дарить кукол. Чебурашка был, но из меха.
    Наверное, они и сейчас продаются, но давно не была в магазинах для малышей.
    А Люся пускает других котиков в свой домик?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Марина! Мне кажется, что у многих в детстве была хотя бы одна кукла-неваляшка.
      Люся всех выгоняет из домика, если видит там других пушистиков.

      Удалить
  15. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
    Отличная коллекция неваляшек! А вы можете её продолжить собирать в память о маме. Я в магазинах видела современных куколок-неваляшек. Например, в "Ашане" я видела неваляшку-клоуна. Симпатяга!
    Спасибо большое за информацию и позитивные фотографии пушистиков с куклами!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! У нас нет магазина "Ашан", и неваляшки не продаются.

      Удалить
  16. Ирина, как это мило, что у Вас небольшая коллекция кукол-неваляшек есть. У меня в детстве была неваляшка, есть даже фотография.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья, это все куклы мой мамы. Если бы она не умерла так рано, она бы еще покупала неваляшек. А я за эти 21 год со дня её смерти ни одной не купила. Да, и зачем?

      Удалить
  17. Ирина Михайловна, неваляшечки чудные. Котейки не на шутку заинтересовались ими).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Сергеевна, мои котики и кошечки очень любопытные. Им все интересно. Неваляшки постоянно стоят на шкафу. Я их там и мою, протираю влажной тряпкой. Редко из снимаю с шкафа. Поэтому котики заинтересовались игрушками.

      Удалить
  18. Трогательно, Ирина Михайловна, и познавательно! Спасибо, что рассказали!
    В моем детстве тоже не обошлось без неваляшки. Очень забавная игрушка!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Елена Евгеньевна! Неваляшки были почти у всех в детстве у моих блогодрузей.

      Удалить
  19. Ах, какой теплый пост! Повеяло давним, неизбывным, детским ... У меня у детстве, конечно, была кукла-неваляшка. А матрёшки вообще были мои любимые игрушки )

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория! Спасибо, что поделились воспоминаниями детства.

      Удалить
  20. Ирина, у нас дома была большая неваляшка (как на вашем фото). Ее дарили моей сестре. До этого у нас были только маленькие.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия! Спасибо, что поделились своими воспоминаниями. У нас с братом в детстве не было неваляшки. Может быть, по этому маме захотелось начать их собирать.

      Удалить
  21. Ирина Михайловна, спасибо за интересный рассказ! Нам неваляшек отдавали соседи, у которых выросли дети. Есть большая, маленькая и в форме грибочка. Очень нравится их мелодия!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как здорово, Любава! У вас очень хорошие соседи! Храните их как память!

      Удалить
  22. Uma ótima tarde de quarta-feira com muita saúde e paz.

    ОтветитьУдалить
  23. Thank you so much for the detailed information about the dolls Dear Irina! Matryoshka Dolls are sooo popular here! We generally use them as Accessory in our houses.

    ОтветитьУдалить
  24. О, знакомые неваляшки. Такую большую везли в подарок в Степногорск племяннице, все удивлялись, что это за музыка у нас в сумке. И внукам в Америку отвозили неваляшек, только маленьких, куклу и зайчика. Кстати, заяц не пользовался такой любовью, как кукла.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья! У нас стали неваляшки продаваться в магазинах в последнее время, но я не покупаю. Эти остались на память от мамы

      Удалить