понедельник, 10 апреля 2017 г.

Вспоминая о Белле Ахмадулиной...

10 апреля 2017 года – 80 лет со дня рождения
Беллы Ахмадулиной (1937-2010),
поэта, писателя, переводчика
 Белла Ахмадулина
Белла Ахмадулина вошла в русскую литературу на рубеже 1950-1960-х годов, когда возник беспримерный массовый интерес к поэзии, причем не столько к печатному, сколько к озвученному поэтическому слову. Во многом этот «поэтический бум» был связан с творчеством нового поколения поэтов - так называемых «шестидесятников». Одним из наиболее ярких представителей этого поколения стала Белла Ахмадулина, сыгравшая наряду с А. Вознесенским, Е. Евтушенко, Р. Рождественским огромную роль в возрождении общественного самосознания в стране в период «оттепели». 
Начало литературного пути Беллы Ахмадулиной пришлось на время, когда были живы и активно работали Б. Пастернак, А. Ахматова и В. Набоков - корифеи русской литературы XX века. В эти же годы внимание общества было приковано к трагической судьбе и творческому наследию Осипа Мандельштама и Марины Цветаевой. 
Друзей моих прекрасные черты
По улице моей который год
звучат шаги – мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.

Запущены моих друзей дела,
нет в их домах ни музыки, ни пенья,
и лишь, как прежде, девочки Дега
голубенькие оправляют перья.

Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
друзья мои, туманит ваши очи.

О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.

Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
утешусь, прислонясь к твоей груди,
умоюсь твоей стужей голубою.

Дай стать на цыпочки в твоем лесу,
на том конце замедленного жеста
найти листву, и поднести к лицу,
и ощутить сиротство, как блаженство.

Даруй мне тишь твоих библиотек,
твоих концертов строгие мотивы,
и – мудрая – я позабуду тех,
кто умерли или доселе живы.

И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты.

И вот тогда – из слез, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова.

Мазурка Шопена
Какая участь нас постигла,
как повезло нам в этот час,
когда бегущая пластинка
одна лишь разделяла нас!

Сначала тоненько шипела,
как уж, изъятый из камней,
но очертания Шопена
приобретала всё слышней.

И забирала круче, круче,
и обещала: быть беде,
и расходились эти круги,
как будто круги по воде.

И тоненькая, как мензурка
внутри с водицей голубой,
стояла девочка-мазурка,
покачивая головой.

Как эта, с бедными плечами,
по-польски личиком бела,
разведала мои печали
и на себя их приняла?

Она протягивала руки
и исчезала вдалеке,
сосредоточив эти звуки
в иглой исчерченном кружке.


Влечет меня старинный слог.
Влечет меня старинный слог.
Есть обаянье в древней речи.
Она бывает наших слов
и современнее и резче.

Вскричать: "Полцарства за коня!" -
какая вспыльчивость и щедрость!
Но снизойдет и на меня
последнего задора тщетность.

Когда-нибудь очнусь во мгле,
навеки проиграв сраженье,
и вот придет на память мне
безумца древнего решенье.

О, что полцарства для меня!
Дитя, наученное веком,
возьму коня, отдам коня
за полмгновенья с человеком,

любимым мною. Бог с тобой,
о конь мой, конь мой,
конь ретивый.
Я безвозмездно повод твой
ослаблю - и табун родимый

нагонишь ты, нагонишь там,
в степи пустой и порыжелой.
А мне наскучил тарарам
этих побед и поражений.

Мне жаль коня! Мне жаль любви!
И на манер средневековый
ложится под ноги мои
лишь след, оставленный подковой.

О, мой застенчивый герой
О, мой застенчивый герой,
ты ловко избежал позора.
Как долго я играла роль,
не опираясь на партнера!

К проклятой помощи твоей
я не прибегнула ни разу.
Среди кулис, среди теней
ты спасся, незаметный глазу.

Но в этом сраме и бреду
я шла пред публикой жестокой -
все на беду, все на виду,
все в этой роли одинокой.

О, как ты гоготал, партер!
Ты не прощал мне очевидность
бесстыжую моих потерь,
моей улыбки безобидность.

И жадно шли твои стада
напиться из моей печали.
Одна, одна - среди стыда
стою с упавшими плечами.

Но опрометчивой толпе
герой действительный не виден.
Герой, как боязно тебе!
Не бойся, я тебя не выдам.

Вся наша роль - моя лишь роль.
Я проиграла в ней жестоко.
Вся наша боль - моя лишь боль.
Но сколько боли. Сколько. Сколько..
(1960-1961)

28 комментариев:

  1. Не стихи - кружева! Потрясающий ПОЭТ! И очень ЖЕНЩИНА!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна Владимировна! Спасибо, что посмотрели пост! Очень люблю стихи Беллы Ахмадулиной.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Мне кажется Бэллу Ахмадулину можно узнать по мелодичности стихов - сама музыка!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Федоровна! А какие песни положены на ее стихи!!!

      Удалить
  3. Глубокие стихи у Беллы Ахмадулиной и очень лиричные, не зря на её стихи столько песен написано, романсов.

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за этот пост, Ирина Михайловна. Мне кажется, что эти строки знакомы многим.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Действительно, Анна Владимировна! Ее стихи звучат в фильмах "Служебный роман" и "Ирония судьбы".

      Удалить
  5. Это я - в два часа пополудни
    повитухой добытый трофей.
    Надо мною играют на лютне.
    Мне щекотно от палочек фей.
    Лишь расплыв золотистого цвета
    понимает душа - это я...
    Поэт с тонкой душой и потрясающим даром слова! Я тоже очень люблю Б. Ахмадулину.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, а нас с вами много общего, даже имя, даже любовь к Белле Ахмадулиной!

      Удалить
  6. Сначала познакомилась с песнями, лишь потом полюбила стихи. Спасибо, Ирина Михайловна

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Борисовна! У меня тоже так получилось, сначала были песни, а потом стихи.

      Удалить
  7. Ирина Михайловна! Голос Беллы Ахмадулиной не спутаешь с другим голосом, он какой-то особенный -лирический.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Елена Владимировна, я с вами согласна!

      Удалить
  8. Белла Ахмадулина - явление в нашей отечественной поэзии, не так уж и много настоящих поэтов среди женщин, к тому же - красавица)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Анатольевна, Белла Ахмадулина действительно замечательный поэт и красивая женщина.

      Удалить
  9. Спасибо, Ирина Михайловна!
    Читая поэзию можно забыть о тревогах и заботах. Окунуться в мир чувств и душевных терзаний.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория Александровна, как вы красиво сказали, что читая поэзию можно забыть о тревогах и заботах.

      Удалить
  10. Иринка,какой замечательный пост! Я обожаю творчество Беллы Ахмадулиной! Ещё в юности увлеклась её стихами! Да,теперь никого не осталось из той плеяды шестидесятников....Но стихи остались,мы можем наслаждаться,читая проникновенные строки Беллы Ахмадулиной!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, я знаю, что ты очень любишь всех 60-ников! Сейчас бегу в твой блог. Знаю, что у тебя тоже есть пост.

      Удалить
  11. Я очень люблю песню на стихи Беллы Ахмадулиной из к/ф "Служебный роман":
    О, мой застенчивый герой,
    ты ловко избежал позора.
    Как долго я играла роль,
    не опираясь на партнера!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Яна, ты же знаешь, что я тоже обожаю песни на стихи Беллы Ахмадулиной.

      Удалить
  12. Стихи как песни! Спасибо за пост, Ирина Михайловна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна! Наверное, нет ни одного человека, который бы не любил поэзию Беллочки (хочется ее так ласково назвать).

      Удалить
  13. Влечет меня старинный слог.
    Есть обаянье в древней речи.
    Она бывает наших слов
    и современнее и резче.

    Вскричать: "Полцарства за коня!" -
    какая вспыльчивость и щедрость!
    Но снизойдет и на меня
    последнего задора тщетность.

    Когда-нибудь очнусь во мгле,
    навеки проиграв сраженье,
    и вот придет на память мне
    безумца древнего решенье.

    О, что полцарства для меня!
    Дитя, наученное веком,
    возьму коня, отдам коня
    за полмгновенья с человеком,
    юбимым мною.....
    Ириш, привет!! Добралась я до тебя наконец - то!!!!!

    ОтветитьУдалить
  14. Ирина, это "Мазурка Шопена" стихотворение Беллы Ахмадулиной.

    ОтветитьУдалить