среда, 24 августа 2022 г.

Читаю Лидию Чарскую

    Дорогие друзья! Я продолжаю читать повести детской писательницы и актрисы Лидии Чарской. Я уже давно мечтала почитать книги этого автора. И вот моя мечта осуществилась. Если бы в детстве мне повстречались произведения Лидии Чарской, она бы была моей любимой писательницей с самого детства.

В книге «Княжна Джаваха» маленькая княжна сама рассказывает о себе. «Я грузинка. Моё имя Нина – княжна Нина Джаваха-оглы-Джамата. Род князей Джамата – славный род; он известен по всему Кавказу, от Риона и Куры до Каспийского моря и дагестанских гор». Так начинается повесть Лидии Чарской «Княжна Джаваха».

Повесть состоит из двух глав «На Кавказе» и «В Институте». Нина Джаваха растет в любящей семье. Родители души не чают в дочери. Единственное, что омрачает их счастье - нежелание деда-мусульманина простить дочь, которая убежала с князем-христианином.

Нина Джаваха - бесстрашная дочь грузинского народа. А ещё она наследница высокого титула и представительница знаменитой и богатой семьи. Для Нины лучшая похвала, когда её считают мальчишкой. Она ведь настоящий сорванец в юбке — лучше всех овладела приемами джигитовки, её коню не равных в родных местах. Она смелая, иногда даже безрассудная девочка.

Но умирает мама, приезжает бабушка Елена Борисовна, которой никогда не нравилось, что сын, боевой генерал женился на девушке из дагестанского села. Жизнь Нины меняется. Уже нет милой, доброй мамы. Бабушка не одобряет все поступки Нины. Вскоре отец собрался женится на баронессе Елизавете Владимировне Коринг. Нина, переодевшись в одежду странствующего мальчика-музыканта решает убежать в горы, чтобы жить с дедом Хаджи-Магометом и его младшей дочерью Бэллой. Нина чуть не погибла от рук разбойников, но свадьбу отца расстроила.

Боевой генерал Георгий Джаваха решает отдать единственную дочь в Петербургский Институт благородных девиц. О жизни девочке в Петербурге она рассказывает во второй части повести. Почему-то в 19 веке обычное дело бы издеваться над новенькими девочками в гимназии и институтах. Но гордая и смелая маленькая княжна никому не позволяла смеяться над собой.

Очень тяжело было Нине в холодном Петербурге в холодном и сыром Институте, пока у неё не появилась подружка – маленькая Люда Власовская, дочь погибшего офицера, приехавшая из украинского хутора. Нина взяла Люду под своё покровительство.

         Продолжение повести я прочитала в книге «Записки институтки». Смотрите мой пост от 20 августа 2022г. (предыдущий пост).        


 Лидия Чарская «Записки маленькой гимназистки»

 Повесть Лидии Чарской «Записки маленькой гимназистки» рассказывает о жизни 9-летней Лены Икониной. Маленькая Ленуша (так называла девочку мама) жила с мамой в уютном маленьком домике в городе Рыбинске на берегу Волги. Но мама заболела и умерла и девочке пришлось ехать в Петербург к брату мамы Михаилу Васильевичу Иконину.

Неласково встретила Лену новая семья. Жена дяди Нелли и няня Матильда Францевна невзлюбила девочку. Её кузины Жюли и Нина и кузены Жорж и Толя постоянно обижали Лену и во всех своих проказах считали её виноватой. В самой первый день Толя разбил дорогую вазу, а виноватой оказалась Лена. Потом девочки подрались, и пожаловались матери на Лену. Жюли закрыла в сундуке любимого ручного филина брата, он задохнулся и умер.  Виновной в смерти Фильки стала Лена.

Леночка обрадовалась, когда её отдали в гимназию. Но в классе девочки объявили ей войну. Потому что двоюродная сестра Юлия училась в этом же классе и заранее рассказала одноклассникам, что Елена - лгунья и драчунья.

Лена потеряла всякую надежду, когда у неё появилась подруга графиня Анна Симолинь.

Повесть «Записки маленькой гимназистки» считается одним из лучших произведений Лидии Чарской.

Книги Лидии Чарской мною прочитаны в рамках читательского марафона «Летняя азбука».

 Дорогие читатели! Лидия Чарская была не только талантливой детской писательницей, но и писала замечательные стихи, с которыми хочу вас познакомить. Стихи Лидии Чарской актуальны и в наше время. 

Детская молитва 

Вьется по небу дороженька,
Вьется из звездочек-слез…
Боженька! Добрый наш Боженька!
Благостный, Кроткий Христос!
Вьется по полю дороженька
Между окопов, траншей…
Боженька! Дивный наш Боженька,
Выслушай просьбы детей!
Звездные те же дороженьки
Светят в чужой стороне…
Просим у доброго Боженьки
Всех сохранить на войне…
Наших отцов, наших братиков…
Дядей, знакомых, чужих…
Доблестных наших солдатиков —
Наших героев лихих!
 

Молитва ангелу-хранителю

Возьми мои руки в пречистые руки,
Веди меня, Ангел-Хранитель святой,
Туда, где нет горя, страданий и муки,
Туда, где царит величавый покой.
Крылом твоим белым укрой меня, светлый,
Кудрями коснись молодого чела,
Веди меня в мир тот желанный, заветный,
Куда не проникнет житейская мгла.
Где светлые духи Творца прославляют,
Где дивные райские песни поют,
Где темные мысли, как призраки, тают,
Где светлые думы, как грезы, встают.
 

Письмо из окопа

Пишу вам, родные, из дальних окопов,
Из дальних окопов со Бзуры реки.
Отсюда на днях выбирались мы снова
И с ротой ходили на немца в штыки.
Трещали нам в уши его пулеметы,
И пела, визжала и выла шрапнель.
Да к музыке этой привыкли солдаты
За несколько бранных кровавых недель.
Горжусь я геройскою нашею ротой,
Солдатики смелы и храбры, как львы…
О подвигах тех вы, наверно, слыхали
Со слов перекатной стоустой молвы?..
Вы, мама, о сыне своем не тоскуйте,
Мне как-то легко и отрадно сейчас.
Я верю в великое, правое дело…
Я верю: Господь наш всецело за нас.
Не бойтесь, родная, я ранен немного…
Ничтожная рана, совсем пустяки…
Ее получил при последней атаке,
Когда мы ходили на немца в штыки.
Не больно ни капли. В строю я остался…
Порадуйтесь лучше: ваш сын награжден:
За ту же атаку рукой генерала
Отличия орден мне бранный вручен…
Георгия крестик… А вы как живете? —
Поклон вам от наших. Все живы пока…
Нас милует Общий Незримый Хранитель,
Его Пресвятая Благая Рука.
Пока до свиданья! До весточки новой…
Прошу вас побольше, почаще писать…
Жму папочке руку… Целую сестренку…
И маму мою, незабвенную мать…
 

В Карпатах

Алые зори, как пурпур закаты…
Горы и скаты, стремнины без дна…
Высились в гордом молчаньи Карпаты,
В сказочно-тихом молчании сна.
Вдруг, словно гром разбудил их стремнины.
Дрогнули горы под пушечный вой,
И зашумели леса-исполины,
И закипел по отрогам их бой…
Ожили горы — и влагой кровавой
Горные жадно напились снега…
Витязи наши, покрытые славой,
Встретили дружные рати врага…
Русским героям не страшны Карпаты,
Вражьи дружины им все нипочем…
Львами сражаются наши солдаты
Под пулеметным, ружейным огнем.
В сердце кипит непрерывное пламя:
«Родина… Вера… И знамени честь»…
Гордо колышется русское знамя,
Птицей несется крылатая весть.—
Весть о победе… Снега и закаты!
Пропасти, бездны и горные скаты,
Тропы, ущелья, вы видите вновь
Русскую славу и русскую кровь!
 


    Дорогие читатели! Большое спасибо за добрые комментарии! Пожалуйста, постарайтесь не использовать активные ссылки. Если вы блогер, я найду ваш блог с помощью вашего профиля в Гугл. 
 Thanks a lot for your kind comments! Please try not to put your active links. If you are a blogger I can find your blog with your Google profile.

50 комментариев:

  1. Hai scritto una bellissima recensione per un bel romanzo.

    ОтветитьУдалить
  2. Vedo che questa scrittrice ti piace molto.
    Ha scritto molti libri???

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Lydia Charskaya ha scritto molti libri e poesie. Ho letto molti dei suoi libri.

      Удалить
    2. Allora è una scrittrice molto prolifica.
      Vedo che ti piace molto, pensi che leggerai tutti i suoi libri?
      Io di solito quando uno scrittore mi piace molto, cerco sempre di leggere tutto ciò che ha scritto

      Удалить
    3. Non conosco Stefania! Cerco di leggere i suoi libri di tanto in tanto.

      Удалить
  3. Здравствуй, Ира! Уже начала читать "Княжну Джаваху" Лидии Чарской. Спасибо за интересный отзыв!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как здорово, что в вашей школьной библиотеке есть такая книга!

      Удалить
  4. Всё больше убеждаюсь, какая прекрасная писательница Лидия Чарская! Я просто обязана её почитать. Сейчас начала книгу Чарльза Мартина "Между нами горы", а вот следующей, наверное, будет одна из её книг.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Дорогая Юлия, роман "Между нами горы" я тоже читала. Конечно, роман тяжёлый. Жалко героев, особенно жалко пёсика.

      Удалить
  5. Спасибо за этот рассказ! Ничего не читала у Чарской и даже не слышала о ней... :(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Конечно, Лидия Чарская пишет для детей. Но я тоже читаю с удовольствием. Почитайте, Ирина. Есть электронные варианты её книг.

      Удалить
  6. Здравствуйте, Ирина Михайловна.
    Делаю очередную попытку отправить комментарий.
    Почему-то мои комментарии не публикуются в вашем блоге.
    Все посты я читаю, мне нравится выбор ваших книг.
    Чарскую люблю.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не знаю, Ирина Валерьевна! Странно, что ваши комментарии не публикуются, и в спаме их нет. Я каждый день открываю папку спам.

      Удалить
    2. Главное, что снова получилось опубликовать комментарий.
      Наверное, это был просто сбой программы.
      Вы не единственная, куда мои комментарии "не доходили"

      Удалить
    3. Ирина Валерьевна, я рада, что ваши комментарии появились в моем блоге.

      Удалить
  7. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Я смотрю, Вам очень понравились книги Чарской и Вы их читаете друг за другом. Мне тоже захотелось их прочитать, видимо, очень интересно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Мне нравятся повести Лидии Чарской. Такие добрые и радостные.

      Удалить
  8. Как здОрово читать хорошие книги, Ирина Михайловна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вы правы, Наталия Викторовна! Этим летом я открыла для себя книги Лидии Чарской.

      Удалить
  9. Я очень люблю такие книги.Спасибо за описание.
    Желаю доброй ночи ☺

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ева, разделяю твой интерес к творчеству Лидии Чарской.

      Удалить
  10. You read so many books! Hugs to you and the cats :-D

    ОтветитьУдалить
  11. Me gustaría leer mucho a esa autora. Gracias por la reseña te mando un beso.

    ОтветитьУдалить
  12. Ирина Михайловна, здравствуйте!
    Лучше поздно, чем никогда.
    Вот Вы познакомились с книгами Л.Чарской, читаете друг за другом с удовольствием.
    Прекрасно!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Я советую вам с Лизой тоже почитать Лидию Чарскую.

      Удалить
  13. "Княжна Джаваха" - моё первое произведение Лидии Чарской, которое я у неё прочитала. Чуть не наизусть учила, как мне понравилось!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Николаевна, вы, наверное, читали повести Чарской в детстве. Я познакомилась с её творчеством только этим августом.

      Удалить
    2. И в детстве, и после университета читала.

      Удалить
    3. Здорово, а я не могла её книги раньше найти, кроме "Сибирочки".

      Удалить
  14. Boa tarde de sexta-feira Irina. Aproveito para desejar um bom final de semana.

    ОтветитьУдалить
  15. Я подписалась на ваши блоги! Они великолепные! =) Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Мария! Я тоже посмотрела ваш блог и подписалась.

      Удалить
  16. Хорошие книги. Когда я работала в книжном магазине, то вот такое стильное издание с закруглёнными уголками, как на первом фото, одна мама заказывала для своих дочерей, памятуя о своих детских впечатлениях.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ксения! У нас в основном в книжном магазине заказывают учебники.

      Удалить
  17. Ирина, здравствуйте! Большое спасибо, что поделились своими впечатлениями о книгах Лидии Чарской!!!

    ОтветитьУдалить
  18. Ирина Михайловна, "Княжну Джаваху" не читала, но люблю сказки Лидии Чарской. Спасибо за отличный отзыв!

    ОтветитьУдалить
  19. Uma escritora que estou a adorar descobrir através das suas conclusões sobre as obras da mesma, Irina!
    Que as maiores glórias sejam conseguidas pelos caminhos dos bons valores, da paz, do conhecimento e do diálogo! São estes que marcam a verdadeira evolução humana... conquistar através da força... significa que tudo o mais, foi em vão, até ao momento, e que nunca verdadeiramente se progrediu... pois insiste-se em progredir pelos mesmos meios. O presente e o futuro, não se conquistam na base da dor e do medo... mas da felicidade, da paz e de um enriquecedor entendimento.
    Não há nada que justifique as guerras no presente! E se temos meios para melhor compreendermos tudo o que provocou as guerras no passado... devíamos usá-los com inteligência para evitar as guerras no presente!
    Estamos a formar as crianças de hoje, com tanta dedicação, amor e sacrifício, para pisarem um petardo amanhã, num campo de batalha e ficarem mortas ou incapazes para o resto da vida? A quem dará isto felicidade e sentimentos de glória?... Nunca entendi os benefícios da guerra, mas os acontecimentos do passado não podem ser mudados... mas podemos escolher não desejar percorrer os mesmos caminhos... e erros. O verdadeiro progresso é isso mesmo... poder escolher-se fazer diferente do que já foi feito antes!
    Beijinhos
    Ana

    ОтветитьУдалить