пятница, 27 сентября 2019 г.

Нужно каждый день смотреть на мир, будто видишь его в первый раз


Оскар и Розовая Дама
Читательский марафон: 
Эрик-Эмманюэль Шмитт
«Оскар и Розовая Дама»

Уважаемые читатели! В рамках читательского марафона «Отличная книга» Ольги Николаевны Голубевой в сентябре я прочитала рассказ Альберта Валентинова «Экзамен», роман Бетти Смит «Дерево растёт в Бруклине» и повесть французско-бельгийского писателя и драматурга Эрика-Эмманюэля Шмитта «Оскар и Розовая Дама» (Eric-Emmanuel Schmitt "Oscar et la Dame rose")
Оскар – это десятилетний мальчик, умирающий от рака. Розовая Дама – сиделка, бабушка Роза, которая ухаживает за ребёнком. Оскар лежит в больнице и по совету бабушки Розы (чтобы мальчику было не так одиноко) пишет письма Богу. 
        У Бога надо просить только о духовных вещах. О храбрости, терпении, просветлении. 
У Оскара онкология, ему только что сделали операцию по пересадке костного мозга.
«Больница — это классное место, здесь полно взрослых, пребывающих в отличном настроении, говорят они довольно громко, здесь полно игрушек и розовых тетенек, которые просто жаждут поиграть с детьми, к тому же здесь всегда под рукой масса приятелей вроде Бекона, Эйнштейна или Попкорна, короче, больница — это кайф, если ты приятный больной.
        Но я уже не приятный больной. После того как мне сделали пересадку костного мозга, я чувствую, что я им больше не приятен. Нынче утром, когда доктор Дюссельдорф осматривал меня, я, похоже, разочаровал его. Он, не говоря ни слова, глядел на меня так, будто я совершил какую-то ошибку. А ведь я старался во время операции — вел себя благоразумно, позволил усыпить себя, даже не стонал, хоть было больно, послушно принимал всякие лекарства. В иные дни мне хотелось просто наорать на него, сказать ему, что, может быть, это он, доктор Дюссельдорф, со своими угольными бровищами, профукал мою операцию.
Но вид у него при этом такой несчастный, что брань застревает у меня в глотке. Чем более сдержанно этот доктор Дюссельдорф со своим огорченным взглядом ведет себя, тем более виноватым я себя чувствую. Я понял, что сделался скверным больным, больным, который мешает верить, что медицина — замечательная штука».

Почему такое отношение к больному мальчику? Скорее потому что операция не помогла. Только сиделка бабушка Роза добра к ребёнку. Они постоянно разговаривают. Роза рассказывает, как она раньше занималась борьбой, и 30 лет провела на арене, выиграв 160 боёв. Я думаю, все свои истории Розовая Дама выдумала. Она и сама об этом пишет Богу после смерти Оскара.
Оскар знал, что он скоро умрёт. Когда он спрашивал о смерти, никто ему не отвечал…
«Если ты произносишь здесь слово «смерть», никто этого не слышит. Можешь быть уверен, оно улетает в какую-то дыру, потому что они сразу начинают говорить о другом. Я на всех это проверил. Кроме Бабушки Розы».
        Роза предлагает Оскару поиграть в игру и рассказывает мальчику о 12 волшебных днях (осталось 12 дней до Нового года). Женщина советует больному ребёнку представить, что прожив один день, он проживает 10 лет.  Тогда через 12 дней мальчику исполнится 130 лет и его жизнь будет как бы долгой.  
         «Бабушка Роза, почему твой Бог допускает, чтобы с людьми стряслось такое, как с Пегги и со мной?
   — К счастью, он создал вас, малыш Оскар, потому что без вас жизнь была бы не такой прекрасной.
   — Нет. Вы не понимаете. Почему Бог допускает, чтобы люди болели? Он злой? Или просто у него недостаточно сил?
   — Оскар, болезнь — она как смерть. Это данность. Это не наказание».

     Маленький больной ребёнок, умирающий от рака, общаясь с Господом, открыл для себя величайшую тайну жизни:
«Дорогой Бог! Я понял, что ты был здесь. И открыл мне свою тайну: нужно каждый день смотреть на мир, будто видишь его в первый раз. Что ж, я последовал твоему совету и применил это. В первый раз. Я созерцал свет, краски дня, деревья, птиц, животных. Я чувствовал, как в мои ноздри входит воздух и заставляет меня дышать. Я слышал голоса, разносившиеся в коридоре будто под сводами собора. Я ощутил себя живым. Меня переполняла дрожь чистой радости. Счастье бытия. Я был преисполнен изумления.
   Бог, спасибо, что ты сделал это для меня. Мне казалось, что ты взял меня за руку и ввел в сердцевину тайны, чтобы созерцать эту тайну. Спасибо».
Автор повести знакомит нас, кроме Оскара, и с другими больными детьми. Некоторые из них выздоровели, другие находятся на стадии выздоровления, а маленький Оскар умер...
   После смерти ребёнка Розовая Дама тоже написала письмо Богу.
   «Дорогой Бог!
   Мальчик умер.
   Я навсегда останусь Розовой Дамой, но никогда больше не буду Бабушкой Розой. Я была ею только для Оскара.
   Он угас нынче утром, за полчаса, пока мы с его родителями пошли выпить кофе. Это случилось, когда нас не было. Я думаю, он, желая пощадить нас, выжидал именно этого момента. Будто хотел избавить нас от жестокого зрелища смерти. На самом деле это не мы, это он заботился о нас.
   У меня болит душа, на сердце тяжело, там живет Оскар, и я не могу прогнать его. Нужно, чтобы мне удалось удержаться от слез до вечера, потому что невозможно сравнить мою скорбь с той непереносимой болью, что испытывают его родители.
   Спасибо, что мне выпало узнать Оскара. Ради него я старалась быть забавной, выдумывала разные небылицы. Благодаря ему я познала смех и радость. Он помог мне поверить в Тебя. Меня переполняет любовь, она жжет мое сердце, он дал мне ее столько, что хватит еще на много лет.
   До встречи,
   Бабушка Роза
   P. S. В последние три дня Оскар держал на тумбочке у кровати карточку. Думаю, это Тебя касается. Он написал: «Только Бог имеет право разбудить меня».
        Большое спасибо Надежде Владимировне Волобуевой (блог "Школа Волна"), которая порекомендовала участникам читательского марафона «Отличная книга» прочитать повесть французского и бельгийского писателя Эрика-Эмманюэля Шмитта «Оскар и Розовая Дама».
        Книгу я читала в электронном варианте. Всего 14 страниц.  
                       
Дорогие читатели! Большое спасибо за добрые комментарии! Пожалуйста, постарайтесь не использовать активные ссылки. Если вы блогер, я найду ваш блог с помощью вашего профиля в Гугл. 
 Thanks a lot for your kind comments! Please try not to put your active links. If you are a blogger I can find your blog with your Google profile.

32 комментария:

  1. Здравствуй, Ира! Такие книги тяжело читать. Невозможно смириться с тем, что умирают дети. Но книга, судя по твоему отзыву, заслуживает того, чтобы её прочитали. Спасибо за интересный рассказ о прочитанной книге!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Лариса! Ты права. Эту книгу стоит прочитать, особенно я бы рекомендовала её школьникам.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ирина! Какая разная бывает жизнь... И в 10 лет ребенку приходится смотреть в глаза смерти. Это больно, жестоко, невыносимо. И как жить рядом с человеком, который болен.. и как помочь ему. Спасибо вам за отзыв.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия! Дети не должны умирать! Как им всем помочь? Трогательная история про маленького мальчика, который так хотел жить.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Я прочитала эту книгу тоже в рамках проекта "Отличная книга". Считаю, что её нужно читать, прежде всего, взрослым. Мне кажется, автор книги не просто хотел вызвать жалость к неизлечимо больному ребёнку, он пытался достучаться до взрослых:ребёнку нужна не жалость, а ЛЮБОВЬ! До самого конца... Мой отзыв на книгу http://bibl-140.blogspot.com/2019/09/blog-post_42.html

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Я ведь читала тоже ваш пост о книге Шмитта "Оскар и Розовая Дама". Я думаю, что эту книгу надо читать не только взрослым, но и детям.

      Удалить
  4. Читать нужно всем, это точно! Спасибо, Ирина Михайловна,за Ваш отзыв

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Мне очень понравилась повесть Эрика-Эмманюэля Шмитта. Рекомендую прочитать ее всем своим блогодрузья.

      Удалить
  5. Сколько сейчас много детей, страдающих от онкологии! Это страшно! Дети не должны умирать!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Яночка, я с тобой согласна! Включаешь телевизор, и везде заплаканные родители просят тебя помочь их ребёнку. Дети должны жить! Как всем помочь, я не знаю.

      Удалить
  6. Poor kid! I hope new new medications and treatments give a new hope.
    Thank you for sharing this story, Irina.

    Enjoy your weekend!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Hello, Evi! This book is very sad. The little boy died of cancer. He was only 10 years old. Kids must live!!!

      Удалить
  7. Ирина Михайловна, здравствуйте!
    Повесть "Оскра и Розовая дама" я прочитала лет 10 назад. Изучаю её и на уроках литературы. Всегда мне эмоционально трудно читать отрывки на уроках. Всегда плАчу. Дети понимают, ибо эта книга бьёт в самое сердце.
    Спасибо за отзыв, Ирина Михайловна!
    И огромное спасибо за участие в марафоне!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Я раньше не читала эту повесть. Не знала, что ее сейчас изучают в школе. Очень грустная история о том, как страшно закончилась маленькая жизнь.

      Удалить
    2. Нет, в школе её не изучают. Когда-то с этой повестью я выходила на конкурс "Лучший учитель русского языка и литературы" г. Тольятти. Победителем и призёром, увы, не стала, а вот презентацию книги сделала блестяще. И решила, что эту повесть нужно давать детям.
      Изучение повести - только мой выбор.

      Удалить
    3. Здравствуйте ещё раз, Ольга Николаевна! Повесть изумительная! И актуальная в наши дни! Учит жить и радоваться жизни. Маленький Оскар учит детей и взрослых радоваться каждому прожитому дню.

      Удалить
  8. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
    Такие книги может читать только человек, никогда не знавший, что такое "существование на грани жизни"
    Я не могу такое читать...
    Спасибо за отзыв.
    Книга несомненно интересная.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Такие книги тоже надо читать. Иначе зачем их пишут? Это история маленького смелого мальчика. Интересные мысли автора на страницах повести. И дети должны знать про таких детей. Не только же им читать веселые сказки.

      Удалить
  9. Здравствуйте, Ирина Михайловна!Надо прочитать непременно.Спасибо огромное за подробный отзыв!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Алина Ивановна! Книги должны не только развлекать, но и заставлять задумываться. Одни живут до 80 лет и больше, а другие умирают в 10 лет. Никто не знает, почему такая несправедливость.

      Удалить
  10. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Мне очень приятно, что мой отзыв сподвиг Вас на прочтение этой замечательной книги.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Я очень рада, что благодаря вам, познакомилась с творчеством Эрика-Эмманюэля Шмитта и его повестью "Оскар и Розовая Дама".

      Удалить
  11. Шмитта знаю, но "Розовую даму" пока не читал. Поищу в "ящике".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Семён! Очень рада вашему комментарию. Эту книгу стоит прочитать всем.

      Удалить
  12. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Спасибо за интересный обзор книги. Спорный вопрос, стоит ли эту книгу читать всем. Есть люди очень впечатлительные, мнительные. Таким категорически противопоказаны такие чтения. Человеческая жизнь хрупка и беззащитна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Иван! Жить состоит не только из приятных вещей и радостных событий. В мире умирают большое количество детей. Об этом надо знать и больше ценить жизнь, а не тратить ее на выпивку и наркотики. Этому учит эта книга.

      Удалить
  13. Very interresting post dear. Thanks for sharing :)

    ОтветитьУдалить
  14. Добрый день, Ирина! Современным детям нужно читать не только фантастику и детективы, но и вот такие произведения. Жаль, что сейчас чтение книг вытеснили гаджеты. Дети практически не умеют сопереживать и приходить на помощь...Я несколько раз пыталась дочитать её до конца, но...Тяжело, но ведь это есть в нашей жизни?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Светлана! Я согласна, что детям надо читать не только развлекательные произведения.

      Удалить
  15. У нас спектакль в театре шел...Не смогла заставить себя пойти. Я плАчу везде и всюду. боюсь не вынесу такого ( А книгу, наверное, осилю, с книгами мне проще...

    ОтветитьУдалить