пятница, 15 февраля 2019 г.

Пока живые помнят павших

 Афганистан



15 февраля 2019 года исполняется 30 лет
 со дня вывода Ограниченного контингента 
советских войск с территории 
Демократической Республики                   Афганистан (ДРА).

Время дальше и дальше отдаляет нас, живущих в ХХI столетии, от века прошлого с его эпохальными событиями, которые останутся в памяти последующих поколений. Афганская война, длившаяся с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г., по своим масштабам занимает скромное место в цепи военных конфликтов. Но по бессмысленности понесенных потерь, моральному ущербу и политическим последствиям равных ей нет…
15 февраля 1989 г. стал днем, когда кончился счет потерям наших солдат, офицеров, служащих. А итог печален. Более 13 тысяч матерей не дождались своих сыновей, не услышали они: “Мама, я пришел...” Почтим память погибших солдат и офицеров. 
На сегодняшний момент известно, что потери Советской армии составили 14 тысяч 427 человек, КГБ – 576 человек, МВД – 28 человек (погибшими и пропавшими без вести). Раненых и контуженных за время боевых действий было 53 тысячи человек. По официальной статистике, за время боевых действий на территории Афганистана попало в плен и пропало без вести 417 военнослужащих.


Школа №35

г.Полысаево, школа №35


На фасаде школы № 35 города Полысаево Кемеровской области весит мемориальная доска, посвященная памяти выпускника Владимира Александровича Ушакова (07.08.1962– 01.04.1983). Мемориальная доска была открыта в канун праздника Дня Победы в 1989 году. 
Мемориальная доска
Мемориальная доска на фасаде школы

На церемонию открытия пришли его мама, учителя, одноклассники, друзья, убеленные сединами ветераны, участники Великой Отечественной войны. Прошедшие дорогами той войны, они в скорбном молчании почтили память воина, отдавшего свою жизнь в мирное время. Это событие произошло еще при бывшем директоре школы № 35 Олейник Раисе Ивановне. В наши дни мемориальная доска была обновлена. В школе каждый год проводится митинг памяти Володи Ушакова.

Похоронили Владимира Александровича Ушакова в селе Мохово. Владимир Ушаков награжден медалью «Воину-интернационалисту от благодарного афганского народа», Грамотой Президиума Верховного Совета СССР за мужество и воинскую доблесть, проявленные при выполнении интернационального долга в Республике Афганистан и знаком «Воину-интернационалисту». Увековечено имя сержанта Владимира Ушакова на мемориальной плите памяти воинов-интернационалистов, погибших в Афганистане на улице Весенней и на гранитных плитах мемориального комплекса на Пионерском бульваре в г. Кемерово. Также на мемориальных табличках у здания военкомата в г. Ленинске-Кузнецком написано его имя. Во всероссийской Книге памяти Министерства Обороны РФ и областной Книге памяти «Афганистан 1979–1989» размещены сведения о погибшем воине Ушакове В.А. В интернете на сайте 101 мотострелкового полка в «Книгу памяти» полка вписано имя нашего земляка и размещены фотографии с места его захоронения. Каждый год 1 апреля в день гибели Владимира на месте его захоронения собираются друзья, товарищи, чтобы возложить цветы, почтить его память минутой молчания, поговорить и вспомнить о своем друге.

В ряды Вооруженных сил Владимир Ушаков был призван 01.04.1981 года Ленинск-Кузнецким ОГВК. В Республику Афганистан попал в сентябре 1981 года. Службу проходил в воинской части п/п 51931 в 101 мотострелковом полку 5-ой Зимовниковской мотострелковой дивизии, командиром которой в то время был подполковник Неверов Владимир Лаврентьевич. Впоследствии ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Служил Владимир в должности командира отделения взвода обеспечения.
Владимир Ушаков

Один раз Володя приезжал из Афганистана в короткий отпуск. Но этот отпуск совпал с печальным событием в жизни их семьи. Сын приехал на похороны своего отца. По рассказам его друзей, у Володи в тот момент была возможность остаться в одной из воинских частей, находящихся в Союзе. Но он решил вернуться в Афганистан. Владимир полностью отслужил положенный солдату срок воинской службы и ждал только приказ на увольнение в запас. Но не успел дождаться. Из извещения за № 07151 Ленинск-Кузнецкого объединенного городского военного комиссариата от 8 апреля 1983 года:

«Уважаемая Ираида Ивановна. С прискорбием извещаю Вас о том, что Ваш сын Сержант Ушаков Владимир Александрович выполняя Боевое задание, верный военной присяге, проявив стойкость и мужество, был тяжело ранен и умер 1 апреля 1983 года. Примите искреннее соболезнование и сочувствие по поводу постигшего Вас горя. Военный комиссар полковник Словеснов».

Письмо из воинской части полевая почта 51931на имя Ушаковой Ираиды Ивановны: «Уважаемая Ираида Ивановна! С глубоким прискорбием сообщаем Вам, что Ваш сын УШАКОВ Владимир Александрович при выполнении воинского долга по защите южных рубежей нашей Родины и оказанию интернациональной помощи афганскому народу, пал смертью храбрых. Тяжелая невосполнимая утрата, боль и горе постигло Вас, вместе с Вами глубоко скорбим и мы, командиры, сослуживцы, друзья и товарищи Вашего сына. Ваш сын, Владимир, прожил короткую, но яркую жизнь. На наших глазах он стал отличным воином – пламенным патриотом, жизнью своей доказал верность военной присяге, высокие качества ВОИНА, ГРАЖДАНИНА, ЧЕЛОВЕКА. Он отдал жизнь за счастье другого народа. И пройдут годы, но никогда не сотрется в памяти нашей имя Вашего сына, его дела и поступки, его храбрость и смелость, его способность и умение жить для других, а когда понадобилось, и не было другого выхода, отдал свою жизнь за дело служения Родины. Таким его воспитала наша отчизна. Вы вправе гордиться им, как гордимся мы, что служили рядом с ним. Таким его и сохранит наша память. Командование, партийная и комсомольская организация, личный состав части приносит Вам искреннее соболезнование по поводу гибели Вашего сына. Светлая память о УШАКОВЕ Владимире Александровиче, пламенном патриоте социалистической Родины навсегда сохранится в наших сердцах. Командир войсковой части полевая почта 51931 В. Неверов Заместитель командира по политической части В. Трун».
Источник: Татьяна Козырева "Книга памяти. Афганская война 1979-1989"

На сайте Вики-Сибириады с 15 января по 15 февраля проходит акция «Эхо афганской войны». Акция состоит из 2-х этапов.
Этап I. Наши земляки - участники Афганской войны. Все участники выкладывали свои работы (информацию об участнике Афганской войны) на карту Гугл.

Моя работа на карте Гугл о Владимире Ушакове

Акция Вики


Этап II. Стихи и песни, опаленные Афганистаном. В сервисе Playcast я сделала музыкальную открытку «Афганистан к нам тянется сквозь годы». Ссылка на муз. открытку - 
www.playcast.ru/view/11529832/cd004fddb475b0ae00fa02fa7196990ca973e268pl

Дипломы за участие в акции появятся на следующей неделе. Смотрите на сайдбаре моего блога.
Завершена афганская война
Что в ней нашли мы? Что в ней потеряли?
И вообще, а что мы в ней искали?
И чья страна, и кем побеждена?
И слезы чьи на скорбных обелисках
Погибших не по собственной вине?
Кто составитель этих черных списков?
Кто попросту нажился на войне?

На их щеках, лоснящихся восторгом,
Блеск высших государственных наград,
И тут же неотвязный запах морга
Застой, тлен, разложение, распад

Что защищали мы, и что мы там губили
Интернациональный долг платя?
Какую славу мы, и для кого, добыли,
Венец сомнительных героев обретя?

Тлен, разложенье, неизбывная вина
Творцы преступных и неправедных решений,
Вы, никогда не знавшие сомнений,
И наши осквернили имена

Я не прощаю вас. Я весь ваша вина.
Пусть я и глас, стенающий в пустыне,
Солгали вы, что кончилась война.
А я на ней убит. Но я в строю доныне.

Я просто офицер или солдат.
Погиб от ран и умер от болезней.
На той войне, которую не рад
Считать неправедной и бесполезной.

Я не живу. Мне взять нетрудно в толк,
Нетрудно подвести итог печальный:
И дома мы смешали с грязью долг -
Патриотический, интернациональный

Зачем твердить о нем в чужих горах?
Война смертельно трудная работа.
Я результат ее, могильный прах,
Но я еще сказать имею что-то

Я был сапером, слышали? в Рухе.
Имел два ордена. И я не ждал подрыва.
Но вверх взлетел. На сущей чепухе.
Поверите? Я не услышал взрыва.

Я был разведчиком. Прославленный спецназ.
Мы знали дело, забивали караваны.
В тот раз не повезло. Они забили нас.
И гнусно, грязно осквернили мои раны.

А я был не поверите, начпрод.
Но на войне нет должности без риска
Когда с горы ударил пулемет,
Я лишь подумал: Это слишком близко.

Я не прощаю вас. Я весь ваша вина.
Пусть я и глас, стенающий в пустыне.
Солгали вы, что кончилась война.
Но я на ней убит. Но я в строю доныне.

(Андрей Беркут)


 Мои дорогие читатели! С нетерпением жду ваши комментарии! Большое спасибо!

36 комментариев:

  1. Здравствуй, Ира! Про Владимира Ушакова я рассказывала восьмиклассникам на уроках мужества. Тогда Полысаево входил в город Ленинск-Кузнецкий. Сколько молодых парней погибли в этой войне. Светлая им память!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Лариса! Я сегодня бегала фотографировать школу № 35 (я тоже в ней училась, почти одновременно с Володей Ушаковым) и мемориальную доску. Светлая память всем воинам-интернационалистам!!!

      Удалить
  2. Сколько ребят погибло - ужас. А сколько оставшихся в живых "потерялись" в этом мире. Мой зять на растяжке подорвался. Остался жив, Но сильно контужен. 2 года по госпиталям. А так сейчас и живёт на антидепрессантах.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Виктория, какое это было страшное время! Светлая память всем погибшим!

      Удалить
  3. Моему мужу повезло! Вернулся живым и даже не раненным. Командир САУ, ВДВ, награжден медалью " За боевые заслуги" и др. наградами. Первые пол года после возвращения ночью часто кричал.Громко, страшно кричал, меня хватал. Однажды гуляли,от нашего района недалеко аэропорт. Послышался звук вертолета. В один миг я оказалась на асфальте, муж кричит "Ложись!". Намучилась я с ним тогда.Семья, ребенок его отвлекла, вытащила из постафг-го . синдрома.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина! Вы счастливая! И ваш муж тоже родился в рубашке. Желаю вам всего самого хорошего!Семейного благополучия! Здоровья и счастья!

      Удалить
    2. Дорогие Ирины! В моей жизни тоже были близкие, друзья, прошедшие ту войну. Все так, как написала Ирина: ребята приходили оттуда искалеченными душой.
      Ирина, спасибо за пост! Хорошо, что помним.

      Удалить
    3. Здравствуйте, Ирина! Как хорошо, что Вики-Сибириада провела такую замечательную акции. Это надо все нам живым. Чтобы помнили!

      Удалить
  4. Ирина Михайловна, горестно и грустно...вы правы : по бессмысленности понесенных потерь, моральному ущербу и политическим последствиям равных ей нет…этой войне. Из параллельного класса погиб красивый, добрый юноша.На городском кладбище есть аллея погибших в Афганистане. Я хорошо помню этот день в далёком 1989-м-вывод наших войск...смотрела по ТВ...светлая память погибшим и здоровья, оптимизма выжившим...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Ивановна! Война в Афганистане была страшная и бессмысленная. Столько погибло молодых людей! Светлая память!

      Удалить
  5. Да, страшное выпало испытание на долю наших ребят...Безумно жалко этих молодых парней, ещё не успевших пожить...Иринка, очень хороший пост об Афганской войне. И акция портала была своевременной. Светлая память всем, кто не вернулся с этой войны...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлая память всем погибшим в Афганистане! Счастья и радости всем выжившим и вернувшимся домой!

      Удалить
  6. Светлая память всем погибшим воинам той страшной войны.

    ОтветитьУдалить
  7. Ирина Михайловна спасибо Вам за эту статью. На Чижовском кладбище в Минске аллея погибших войнов-интернационалистов кажется бесконечной.
    Светлая память всем тем,
    Кто не вернулся с войны,
    Кто стал частичкой тишины,
    Кто лег в горах и не проснулся
    От необъявленной войны.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Федоровна! Светлая память! Спасибо, что прочитали мой пост.

      Удалить
  8. Очень памятная дата. Спасибо за проделанную работу.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Александр! Спасибо, что прочитали мой пост и посмотрели мои работы для акции Вики-Сибириады.

      Удалить
  9. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
    Какая Вы неутомимая труженица и активная участница! Мне очень понравились Ваши работы!
    Спасибо за рассказ про героя Афганской войны - Владимира Ушакова. Теперь и я буду знать.
    Грустная дата. Подумать только, сколько молодых ребят погибло, было ранено... Светлая память всем тем, кто не вернулся с этой войны.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Сколько погибло молодых ребят! Разве нашей стране нужна была эта война? Хорошо, что проводят такие акции.

      Удалить
  10. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Очень понравился Ваш плейкаст. Этой дате в наших библиотеках посвящено множество мероприятий: рассказываем и о самой войне и о её героях.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Антонина! Какие молодцы учителя и библиотекари, которые проводят в своем классе, своей библиотеке, своей школе мероприятия, посвященные героям афганской войны.

      Удалить
  11. Погибли, пропали без вести, сломались... Мой бывший муж тоже там был. Уходил в армию, попал на войну. Был в самых горячих точках, вернулся с надломленной душой и больной психикой)))
    Ирина Михайловна, мне очень понравилась ваша работа. Особенные слова благодарности за рассказ об Владимире Ушакове

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Я тоже училась в этой школе, которую закончил Владимир Ушаков. Раньше в школе был музей и хранилось много материала о жизни Володи. Потом все куда-то пропало. Светлая память! Спасибо, Анна Борисовна, что рассказали о своем муже.

      Удалить
  12. Ирина Михайловна, спасибо за память....

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Валентина! Сайт Вики-Сибириада провела отличную акции. Мне нравятся все работы участников. Могут участвовать все желающие, и дети, и взрослые, и целые семьи.

      Удалить
  13. Светлая память всем воинам-интернационалистам!Спасибо за пост,Ирина!

    ОтветитьУдалить
  14. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Спасибо за этот пост, за память! В Туле есть памятник воинам,погибшим в Афгане, Чечне и в других локальных войнах. Есть общественная организация "Боевое братство", участники которого выходят в школы, библиотеки и рассказывают о тех страшных войнах! Будем помнить, будем чтить!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна! Да, будем помнить! Светлая память героям!

      Удалить
  15. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Спасибо за пост, за уважение к воинам-интернационалистам, к тем, кто погиб и к тем, кто вернулся, но не дожил до сегодняшнего дня.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Евгеньевна! Спасибо, что посмотрели мой блог, почитали пост. Светлая память героям-интернационалистам!

      Удалить
  16. Спасибо за напоминание о памятной дате!Светлая память героям!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Оксана Владимировна! Светлая память! Надо помнить и рассказывать детям.

      Удалить
  17. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Спасибо за памятный пост! Я до сих пор помню, как двух знакомых, чуть постарше, ребят привезли в цинковых гробах...до мурашек...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Валерия! Страшно! Война - это всегда страшно, особенно эта афганская война. Светлая память героям!

      Удалить