вторник, 25 июля 2017 г.

День, когда перестало биться сердце поэта

В. Высоцкий

Для поклонников творчества Владимира Высоцкого не нужно объяснять, что значит день 25 июля. В этот день 25 июля 1980 года перестало биться сердце поэта, певца, актера…
Кому Высоцкий посвящал свои песни?
Сам Высоцкий называл авторскую песню театром искренности. Стихи и песни нередко посвящал своим современникам, которых любил и которыми восхищался, с кем дружил.
Жёны
Изольда Жукова
Изольда Жукова

Яркие события в жизни Высоцкий «шифровал» в поэзии. Влюбившись в третьекурсницу Школы-студии МХАТ Изольду Жукову, первокурсник Владимир написал:
О нашей встрече, что и говорить!
Я ждал ее, как ждут стихийных бедствий,
Но мы с тобою сразу стали жить,
Не опасаясь пагубных последствий.

Людмила Абрамова
Людмила Абрамова
Их брак оказался скоротечным. И после развода с Изольдой Владимир женился на Людмиле Абрамовой, родившей ему двоих сыновей. Сыну Аркадию написал стихотворение «Оловянные солдатики»:
Будут и стихи, и математика,
Почести, долги, неравный бой.
Нынче ж оловянные солдатики
Здесь, на старой карте, стали в строй.
Любовных посвящений второй жене бард не оставил.
Но эта строчка, как утверждают родные, про нее:
«У тебя глаза как нож...». В его стихах есть упоминания про их разрыв - когда жена Людмила собрала вещи, взяла детей и ушла.
В тот период он писал:
Дела...
Меня замучили дела каждый день,
каждый день.
Дотла
Сгорели песни и стихи –
дребедень, дребедень.
Весь год Жила-была и вдруг взяла,
собрала и ушла,
И вот –
Такие грустные дела у меня.
Критики считают, что и эти строки из стихотворения «Баллада о гипсе» связаны с переживаниями по поводу разрыва с женой:
Нет острых ощущений - все старье,
гнилье и хлам,
Того гляди, с тоски сыграю в ящик.
Балкон бы, что ли, сверху,
иль автобус - пополам,
Вот это дело, это подходяще!
Мимоходом упоминает о размолвках с женой в другом стихотворении:
Подумаешь - с женой не очень ладно.
Подумаешь - неважно с головой.
Подумаешь - ограбили в парадном.
Скажи еще спасибо, что живой.

Лужина и скалолазка
Лариса Лужина
Лариса Лужина
Раньше многие думали, что известная песня «Она была в Париже» посвящена Марине Влади, но тогда Владимир еще не был с ней знаком. Песня появилось после знакомства с актрисой Ларисой Лужиной, снимавшейся с ним в фильме «Вертикаль».
Актер ухаживал за Лужиной, но известная актриса, побывавшая на заграничных фестивалях и избалованная мужским вниманием, отвергла поклонника. И он прямо в горах на съемках написал ей песню:
Но что ей до меня,
Она была в Париже,
Ей сам Марсель Марсо
Чегой-то говорил.
Впрочем, на съемках «Вертикали» его увлекла и девушка-инструктор, скалолазка, которая тренировала актера. Именно ей - спортсменке Марии Готовцевой - актер написал знаменитую песню «Скалолазка»: «Ох, какая же ты близкая и ласковая, альпинистка моя, скалолазка моя!»

Возлюбленные
Марина Влади
Марина Влади
Был период, когда Высоцкий встречался с двумя женщинами: Татьяной Иваненко и Мариной Влади. Тогда у него родилась песня про Нагаевскую бухту. Там есть слова «я оставил много дам» - имелись в виду Марина и Татьяна.
Друг Владимира Игорь Кохановский рассказывал, что знаменитую песенку о двух красивых автомобилях:
Что ж съезжаться - пустые мечты?
Или это есть кровная месть городам?..
Покатились колеса, мосты.
И сердца... или что у них есть еще там...
Высоцкий написал любимой Тане Иваненко, с которой так и не «съехался», выбрав Влади.
Любовь к Марине стала толчком для появления наиболее красивых лиричных стихов Высоцкого «Дом хрустальный на горе для нее», «Здесь лапы у елей дрожат на ветру...».

Капитаны
Высоцкого манила романтика. Во время круиза на теплоходе «Грузия» он подружился с капитаном Анатолием Гарагули. И посвятил ему песню: «Человек за бортом».
Был шторм.
Канаты рвали кожу с рук,
И якорная цепь визжала чертом.
Пел ветер песню дьявола, и вдруг
Раздался голос: «Человек за бортом!
Другому капитану - Александру Назаренко с теплохода «Шота Руставели» - написал песню «Лошадей двадцать тысяч в машины зажаты...».
Назаренко рассказывал о Высоцком: «В 1968 году снимался фильм «Служили два товарища», где Высоцкий играл поручика Брусенцова. Для съемки эвакуации режиссер арендовал небольшой пароход в Одессе. Я накрыл стол с коньяком, мы подружились. А потом как-то Володины друзья с большим трудом «выбили» ему концерт в Одессе. А он у меня был в день выступления. Ну и перепил немного... В зале собрались полторы тысячи человек. Они часа два ждали, а Володя не приехал. Меня потом вся Одесса год ненавидела».

«Телефонистка-мадонна»
Вполне реальной московской телефонистке Людмиле Орловой Высоцкий адресовал строчки: «Девушка, здравствуйте, как вас звать, Тома?» Орлова на протяжении многих лет соединяла Москву и Париж и старалась поддержать и удержать любовь Владимира и Влади. Когда разъединенные странами и системами муж и жена ссорились по телефону, она отключала связь или вклинивалась в разговор: «Будете ссориться, больше никогда ко мне не обращайтесь, я вас соединять не буду». На двадцатилетие ее свадьбы влюбленные подарили своей «мадонне» огромного плюшевого медведя и букет тюльпанов.

Летчица Марина Попович
Марина Попович
                                            Марина Попович
Недавно в редакцию «КП» позвонила бывшая сотрудница «Москонцерта» и рассказала, что дружила с Высоцким. Он восхищался летчицей-испытательницей Мариной Попович и, как говорили, писал ей любовные стихи. Мы позвонили летчице.
"Да, Володя восхищался, что я - летчица-испытательница!" - сказала «КП» Марина Попович. - "Во время нашей встречи в гостях у Утесова Владимир вел себя очень скромно, не балагурил, а меня спросил: «И что же вы испытываете?» Я ответила: «Почти что нужду». Тогда я была вынуждена пересесть с истребителя на обычные самолеты и очень переживала. Высоцкий, чтоб меня утешить, читал стихи. Он узнал, что я очень люблю ромашки.
А на суше - ромашка и клевер,
А на суше - поля залило,
Но и птицы летят на Север,
Если им надоест тепло.
Владимир посвящал мне еще что-то, но я уже сейчас не вспомню. У нас были дружеские отношения. Все остальное - вымысел".

Спортсмены
Не обладаю грацией мустанга,
Скован я, в движеньях не скор.
Штанга, перегруженная штанга –
Вечный мой соперник и партнер.
Эти строчки из знаменитой песни посвящены Василию Алексееву, тяжелоатлету, установившему 79 мировых рекордов.
Песня Высоцкого «Профессионалы» написана под впечатлением от матча СССР - Канада на чемпионате мира-67. У заокеанских бойцов выделялся Карл Бревер, но наш Вячеслав Старшинов превзошел его в игре. Высоцкий написал о матче:
Недавно заклеен был в две полосы.
Сперва распластан, а после - пластырь.
А ихний пастор - ох, как ревел!
А ихний тренер сказал, что Бревер
Жалеет очень и окривел.
Друзья
Песню «Мой друг уехал в Магадан» Высоцкий посвятил другу Игорю Кохановскому.
Михаилу Шемякину - одну из лучших своих песен «Купола» («Купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал»).
Своему учителю Булату Окуджаве - «Песню о Правде и Лжи» («Разницы нет между правдой и ложью, если, конечно, и ту, и другую раздеть»).
ИСТОЧНИК: Велигжанина, Анна  Кому Высоцкий посвящал свои песни [Текст] / Анна Велигжанина  // Комсомольская правда. – 2008. – 24-31 июля. -  С. 48.

24 комментария:

  1. Спасибо за пост!!! Обожаю, помню, цитирую Владимира Высоцкого! Для меня он остался ЖИВЫМ...!!!)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Валентиновна, я рада, что вам понравился мой пост. Я сохранила эту статью из газеты за 2008 год. И она мне пригодилась. А фотографии взяла из Интернета.

      Удалить
  2. Ирина Михайловна, спасибо, что поделились в блоге интересной статьей из Комсомолки про Владимира Высоцкого и его окружение! Какой был человек!!!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Жаль, что Владимир Высоцкий умер так рано! Светлая ему память!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Высоцкий был и остается интересным поэтом! Спасибо, что познакомили с интересной статьей! Некоторые факты были мне неизвестны.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна, спасибо, что обратили внимание на мой пост. Текст статьи я сама набирала. Хорошо, что у меня сохранилась статья. Очень интересная, не так ли?

      Удалить
  4. Ирина Михайловна, здравствуйте! Интересная статья... Про Марину Попович не слышала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Фёдоровна, большое спасибо, что читаете мои блоги. Вам ведь тоже нравится творчество Высоцкого?!

      Удалить
    2. Ещё как! Мало того, мой, мало любящий поэзию муж, считает, что кроме Пушкина и Высоцкого поэтов нет...

      Удалить
    3. Людмила Федоровна, я не совсем согласна с вашим мужем. Но вдруг он прав?

      Удалить
  5. Ира! Высоцкий был гениальным поэтом, почти все его стихи остаются актуальными и в наши дни. Спасибо за интересный рассказ о его жизни, некоторые факты биографии мне были неизвестны.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, спасибо, что прочитала о том, кому Высоцкий посвящал свои стихи. Не правда ли, интересная статья из Комсомолки?

      Удалить
  6. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
    А ведь я была права ;) Вы и в отпуске радуете своих читателей интересными постами.
    О некоторых женщинах Великого поэта я не знала. Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, Виктория Александровна, интересно, я думаю, ведь узнать, кому Высоцкий посвящал свои стихи. Не только женам, но и друзьям, спортсменам, капитанам...

      Удалить
  7. Владимир Высоцкий...Очень много-много лет назад я открыла для себя его творчество...и до сих пор его песни для меня-это шедевры...Я помню день,когда его не стало...Эта новость нас пронзила и огорошила...Постоянно слушаю его песни, смотрю фильмы с его участием и грущу, что так рано он ушел из жизни. Здорово, что его сын Никита занимается сохранением творчества Высоцкого, безумно нравится его премия "Своя колея".Иринка, замечательный пост!Спасибо! Владимир Высоцкий был таким интересным человеком, несмотря на свои слабости и пороки...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, я знала, что ты любишь стихи и песни Высоцкого, поэтому попросила тебя посмотреть мой пост. Огромное спасибо, что поделилась своими мыслями и чувствами.

      Удалить
  8. При имени Владимир Высоцкий сразу вспоминается голос с хрипотцой и очень душевные песни. Кстати, мои любимые - "Если друг оказался вдруг..." и "Песня про физкультуру"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Николаевна, наверное, трудно найти в нашей стране человека, который бы не любил песни Высоцкого. СПАСИБО вам!

      Удалить
  9. Отличный пост о ярком человеке, замечательном поэте и актёре.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга Николаевна! Всего вам хорошего! Спасибо, что откликнулись и вспомнили Высоцкого!

      Удалить
  10. Я помню этот день, я тогда была в Москве. К театру на Таганке было сложно протолкнуться, все несли цветы. А потом были похороны. Я была и на могиле Высоцкого, после того, как установили прекрасный памятник

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, спасибо, что рассказали, что в день смерти Высоцкого вы были в Москве. Да, талантливые люди как рано уходят. Вы были на на могиле Высоцкого?! Не расскажите об этом в своем блоге?

      Удалить
  11. А я в университете писала курсовую по творчеству Высоцкого. Отличный пост! Высоцкий был уникальным, безумно талантливым человеком!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Да, он был очень талантливы! Я уверена, вы написали отличную курсовую, Анна Владимировна.

      Удалить