среда, 5 июля 2017 г.

Клянусь: назад ни шагу! Скорей я мёртвый сам на эту землю лягу…

2 февраля 2018 года исполняется 75 лет одному из величайших событий XX века - разгрому немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом (17 июля 1942г.- 2 февраля 1943г.).
75 лет
Замечательную акцию запустила Людмила Лоневская, автор блогов БИБЛИОКОМПАС,  ПРОСТО БИБЛИОБЛОГ  и МИХАЙЛОВСКИЙ КРАЕВЕД,  заведующая библиотекой №4 города Михайловка Волгоградской области к 75-летию Победы в Сталинградской битве. Накануне первой юбилейной даты – 17 июля 2017г. – День начала Сталинградской битвы, она попросила коллег-блогеров  принять участие в Акции-эстафете «Помни, гордись, передай память о Сталинграде!». Я приняла эстафетную палочку от Людмилы Лоневской.
В обороне города на Волге погибло около 600 тысяч советских солдат и офицеров, в их числе  200 тысяч сибиряков, из них  947 - кузбассовцев. 20 кузбассовцевучастников Сталинградской битвы были удостоены высшей  государственной награды – звания Героя Советского Союза. Четверо кузбассовцев награждены медалью "За оборону Сталинграда".  

Сталинград
15 апреля 2015г. в Волгограде открыли памятник воинам Кузбасса. Вот что можно прочитать на сайте http://news.vdv-s.ru/society/?news=261766:
«Сегодня на территории Волгоградского государственного аграрного университета в Советском районе Волгограда установлен памятник воинам Кузбасса - участникам Сталинградской битвы.
Участие в торжественном митинге, посвященном открытию мемориала, приняли ветераны и представители власти, руководство вуза и молодежь, а также приехавшая на церемонию официальная делегация из Кузбасса.
- Сама идея создания и установки в Волгограде памятника воинам Кузбасса принадлежала нашим ветеранам, - рассказала руководитель ГУК Кемеровской области «Дом художников» Оксана Соковина. - Эскиз памятника выполнен кемеровскими специалистами, а воплощен в жизнь в волгоградской художественной мастерской.
- Сегодняшнее событие - знаковое для нас, - отметил глава администрации Советского района Алексей Гребенников. - Воины-сибиряки в период Сталинградской битвы героически сражались и погибали за наш город. На территории Советского района в память о них в 2008 году была торжественно открыта и освящена часовня-усыпальница Святого Георгия Победоносца. Ее возвели по инициативе и на средства новосибирцев - жителей города, предприятий и организаций. На улице Калининградской в память о сибиряках - защитниках Сталинграда и в знак нерушимой дружбы Волгограда и Новосибирска создана аллея Славы. И вот теперь мы открываем мемориал в память о воинах Кузбасса.
Участники церемонии открытия почтили минутой молчания память защитников волжской земли и всех погибших в годы Великой Отечественной войны. В основание монумента, выполненного из черного гранита, заложена капсула с землей, привезенная из Кемеровской области, сообщили в городской администрации».

«Кемеровчане, награжденные медалью
«За оборону Сталинграда»
Анин Николай Федорович, Анисимова Мария Романовна, Андрианов Александр Павлович, Балашова Анна Григорьевна, Волков Федот Игнатьевич, Воробьева Анна Алексеевна, Воробьев Иван Павлович, Ермакова Александра Архиповна, Ершов Алексей Иванович, Денисова Екатерина Павловна, Захаров Михаил Иванович, Золотухин Иван Федорович, Илюхин Павел Алексеевич, Карелин Григорий Иванович, Конышев Владимир Иванович, Корсаков Яков Александрович, Лымар Петр Михайлович, Лысцов Федор Васильевич, Мазуриков Дмитрий Иванович, Мирошниченко Михаил Поликарпович, Моисеев Яков Федорович, Мухин Николай Иванович, Онищенко Анатолий Романович, Орлова Анна Николаевна, Петренко Андрей Петрович, Плахутов Василий Семенович, Плотников Михаил Ильич, Портнягин Николай Яковлевич, Портнягин Николай Семенович, Савенок Полина Васильевна, Сидоров Алексей Васильевич, Селиванников Павел Васильевич, Симонов Михаил Захарович, Стукалин Иннокентий Фролович, Рябченко Нина Ивановна, Чеботарев Семен Васильевич, Черемухин Иван Петрович, Черепанов Николай Сергеевич, Черняховский Александр Иванович, Цуран Владимир Демьянович.

Участие Кузбассовцев в битве за Сталинград
Список литературы
   1.   Ворошилов, П. С. Великая Отечественная [Текст] / П. С. Ворошилов, В. Г. Рудин. – Кемерово: Изд-во «Притомское», 1992. – 181 с.
Прочитав эту книгу, вы узнаете о вкладе Сибирских дивизий в победу в битве под Сталинградом.
  2.   Кемеровчане в Сталинградской битве [Текст]: материалы научно-практической конференции, 17 апреля 2002 г. / ред. Кол. Н. П. Шуранов и др.; Администрация г. Кемерово; Кемеровский городской совет ветеранов войны и труда; Кемеровский государственный университет; Кузбасское отделение Академии военно-исторических наук. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. – 95 с.
Из материалов научно-практической конференции «Кемеровчане в Сталинградской битве» читатели узнают о ратных подвигах наших земляков в январе 1943 года, сражавшихся под Сталинградом, когда удалось разорвать кольцо немецкой обороны и переломить ход войны.
  3.    Кузнецов, И. И. Герои Советского Союза – кузбассовцы [Текст] / И. И. Кузнецов. – Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1989. – 168 с.
Кузбассовцам: П. К. Брякину, В. Д. Жихареву, В. Н. Исайченко и П. И. Колпакову присвоено звание Героев Советского Союза за героизм и мужество, проявленные в боях за оборону Сталинграда. Об отважных и самоотверженных действиях кузбассовцев читатель узнает из этой книги.
  4   Рудин, В. Солдат божьей милостью [Текст] / В. Рудин. – Кемеровское кн. изд-во, 1991. – 206 с.
О необычайной судьбе новокузнечанина, участника Сталинградской битвы Николая Григорьевича Ушакова. В одном из сражений Николай Григорьевич был ранен, и ему ампутировали правую руку. Однако верный долгу российского офицера он вернулся в строй, вступил в командование минометной бригадой, штурмовал рейхстаг, стал Героем Советского Союза и генералом.
  5.   Найко, А. П. Сражение на Волжских берегах [Текст] / А. П. Найко //  Городская газета. – 2007. - № 46. – С. 12.
Автор рассказывает о кемеровчанах – участниках Сталинградского сражения, награжденных орденами и медалями. Кемеровчане - участники Сталинградской битвы вспоминают о тех тяжелых и трудных днях в своих статьях:
  6.   Сидоров, А. В. Мы увидели реку в огне [Текст] / А. В. Сидоров // Городская газета. – 2007. - № 46. – С. 12.
Страшные картины разрушений встают перед глазами из воспоминаний Алексея Васильевича Сидорова: «Мы увидели город в огне, из разрушенных нефтехранилищ нефть вытекала в Волгу. Волга горела. Высота пламени достигала 200 метров, поджигая пароходы, баржи, пристани... Разбросанные трупы. Разрушенные дома. Дым. Копоть».
   7.    Ершов, А. И. Немцев взяли в кольцо [Текст] / А. И. Ершов // Городская газета. – 2007. - № 46. – С. 12.
Алексей Иванович Ершов вспоминает о героическом сопротивлении советских войск: «По 6-8 раз в день немцы сбрасывали бомбы на наши окопы. Мы твердо стояли на занятых рубежах».
   8.   Гудов, М. Я. Где родился, там и воевал [Текст] / М. Я. Гудов // Городская газета. – 2007. - № 46. – С. 12.
Михаилу Яковлевичу Гудову в 1942 было всего 16 лет, и во время Сталинградского сражения он ремонтировал подбитые танки. «На сигналы «Воздушная тревога» не обращали внимания. Здесь же отдыхали на брошенных на пол матрацах. О возможной гибели не думали. Стремились как можно быстрее и качественнее сделать работу.
Стихи участников Сталинградской битвы
Последнее письмо
Снова лезут! Как черти, но им не пройти, не пробиться
Это вместе с живыми стучатся убитых сердца,
Это значит, что детям вовек не придётся стыдиться,
Не придётся вовек им украдкой краснеть за отца!
Я теряю сознанье... Прощай! Всё кончается просто…
Но ты слышишь, родная, как дрогнула разом гора!
Это голос орудий и танков железная поступь,
Это наша победа кричит громовое «Ура».
В. Занадворов (1942)

Клятва
Клянусь: назад ни шагу!
Скорей я мёртвый сам
На эту землю лягу,
Чем эту землю сдам.
Клянусь, мы будем квиты
С врагом.
Даю обет,
Что кровью будут смыты
Следы его побед!..
А если я нарушу
Ту клятву, что даю,
А если вдруг я струшу
Перед врагом в бою,
Суровой мерой мерьте
Позор моей вины:
Пусть покарает смертью
Меня закон войны!
И. Уткин (1942)

Февраль
Снега, снега...
В полях бушует вьюга
Ещё сильны законы февраля.
Но погляди: воспрянула земля
От Севера до солнечного Юга.
Огня и льда, преодолев преграды,
Немецкой чёрной злобе вопреки,
Идут вперёд железные полки,
Плывут к Днепру знамёна Сталинграда.
Д. Каневский (1942)

Завет
В час испытаний
Поклонись отчизне
По-русски,
В ноги
И скажи ей:
«Мать! Ты жизнь моя!
Ты мне дороже жизни!
С тобою — жить,
С тобою умирать!»
Будь верен ей.
И, как бы ни был длинен
И тяжек день военной маеты,
Коль пахарь ты,
Отдай ей всё, как Минин,
Будь ей Суворовым,
Коль воин ты.
Люби её.
Клянись, как наши деды,
Горой стоять
За жизнь её и честь,
Чтобы сказать
В желанный час Победы:
«И моего тут капля мёда есть!»
Д. Кедрин (1942)

Источник:
http://vesti42.ru/news/society/0009803/
https://www.youtube.com/watch?v=N6OBJt-Dj4k

Я передаю эстафетную палочку своим коллегам:
- Анне Борисовне Ткаченко (блог «Директор.ru»);
- Светлане Владимировне Баяновой (блог «БиблиоВолшебница»);
- Наталии Викторовне Кузнецовой  (блоги «Тульские школьные библиотекари», «Информационно-библиотечный центр МБОУ ЦО №18 г.Тулы").

30 комментариев:

  1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Сталинградская битва-одно из знаковых событий Великой Отечественной войны! Мы должны помнить, должны рассказывать о нем школьникам! Я с удовольствием и ответственностью принимаю эстафету! У меня в библиотеке есть книга, изданная в 2014 году, "Туляки-участники Сталинградской и Курской битв".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталия Викторовна! Огромное спасибо, что вы принимаете эстафету от меня! Какая удивительная книга есть в вашей библиотеке. Столько интересных постов вы можете создать на основе этой книги. А потом этот материал школьные библиотекари Тулы могут использовать в своей работе. ЗДОРОВО!

      Удалить
  2. Ирина Михайловна, спасибо за эстафету. У меня уже есть готовая публикация про город-герой Сталинград, приглашаю
    https://direktor53.blogspot.ru/2015/05/70_7.html
    А пока на другое времени нет, пока живу у мамы)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна! Спасибо! Обязательно посмотрю! А новый пост вы ведь можете попозже опубликовать. До 2 февраля у вас еще есть время.

      Удалить
  3. Ирина Михайловна! Здорово, что Вы тоже в первых рядах присоединились к этой памятной акции! Спасибо за материал!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, спасибо, что причитали мой материал. У вас, я знаю, огромный материал, посвященный Сталинградской битвы. Но и у меня будут еще посты! Следующий уже готов! Планирую опубликовать в понедельник 10 июля!

      Удалить
  4. Как страшно долго длилась оборона Сталинграда! Почти полгода! Сколько погибло совсем молодых людей! Как было страшно, когда матери получали похоронку на единственного сына! Разве она его для этого родила, воспитывала? Светлая память погибшим!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Яна, как ты правильно все поняла! Война - это страшно, ужасно! Вечная и светлая память всем невернувшимся с той войны!

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Как много людей приняло участие в Сталинградской битве. Интересный материал Вы подготовили, спасибо! У меня тоже в блоге материалы уже есть: книги о Сталинградской битве, и омская поэтесса Кондратович- Сидорова о Сталинградской битве. Конечно, подготовлю ещё - омичи тоже участвовали в этой масштабной битве. Вы - в первых рядах!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Федоровна, здравствуйте! Поистине интересную акцию-эстафету объявила Людмила Борисовна Лоневская. Я с удовольствием принимаю в ней участие. Хотелось бы, чтобы больше коллег-блогеров посмотрели мой пост про Сталинград.

      Удалить
  6. Ирина Михайловна, здравствуйте!
    Материал Вы представили великолепно-масштабный! Спасибо!
    Блогоакция будет способствовать распространению информации о Великой битве!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга! Я очень рада, когда у меня появляются новые читатели. Спасибо, что зашли в гости. Наверное, в первый раз? Огромное спасибо! А Акция замечательная! Нам надо всем участвовать!!!

      Удалить
    2. Нет, не в первый )) Знаю Вас по блогам моих друзей. Я ведь тоже блогер с пятилетним стажем )) Будем знакомы!

      Удалить
    3. Ольга Николаевна, я вас тоже давно знаю заочно. По блогам друзей и по сборникам педагогов-блогеров! Буду рада с вами общаться!!! Будем дружить блогами!

      Удалить
  7. Ирина Михайловна, спасибо за информацию.Обязательно примем участие в акции.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алла Юрьевна, вы тоже будете участвовать? У меня есть ещё один пост и я бы могла и вам в понедельник 10 июля передать эстафету. Согласны?

      Удалить
  8. Ирина Михайловна, добрый вечер!
    Мне понравился Ваш пост, Вы большие молодцы! Взяли краеведческий материал, не только рассказали о земляках - участниках битвы, но и дали список литературы плюс стихи. С нетерпением жду Вашего следующего поста. Я сейчас готовлю пост о продвижении Акции-эстафеты и блогах-участниках. Хорошо, что Вы в комментариях в "Просто библиоблоге" указали блоги, которым передали эстафету, легче будет отслеживать.
    Прошу прощения, что не сразу среагировала на Ваш пост, я сейчас в отпуске, но стараюсь "быть в теме".
    Еще раз благодарю Вас, Ирина Михайловна, за неравнодушие и активность. Удачи Вам и всего самого доброго!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Борисовна, я так ждала ваш комментарий! Спасибо, что быстро мне ответили. А то я не знала, правильно ли я вас поняла. Мой следующий пост будет продолжение о моих земляках- участниках Сталинградской битвы.

      Удалить
  9. Ира! Спасибо за интересную информацию про наших земляков - участников Сталинградской битвы. Твой пост можно использовать при проведении мероприятия о войне.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, спасибо за ответ! Конечно, обязательно используй для проведения мероприятия о Сталинградской битве.

      Удалить
  10. Здорово, что педагоги и библиотекари-блогеры инициируют такие памятные акции Идея понятна, буду думать

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мария, обязательно мне сообщите в ближайшее время, если хотите принять участие в Акции. Вы же читаете много книг. Наверное у вас есть на примете книга о Сталинграде.

      Удалить
  11. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Светлая память всем павшим защитникам Родины! Я счастлива, что акция, запущенная Людмилой Лоневской набирает обороты!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Владимировна, я тоже читаю посты друзей, посвященные Сталинградской битве, и восхищаюсь мужеством наших солдат и офицеров. Светлая им память! Спасибо Людмиле Борисовне за Акцию!

      Удалить
  12. Ирина Михайловна, хороший пост написали, краеведческая информация всегда будет востребована и она никогда не устареет. В этом её уникальность. Я тоже участвую в Акции благодаря Анне Владимировне Сазоновой, тоже готовлю пост. Это дело очень хорошее. Удачи нам всем в написании хороших и интересных постов!

    ОтветитьУдалить
  13. Мирослава, огромное спасибо за комментарий. Я рада, что вы тоже участвуете в Акции. Буду ждать ваш пост. С радостью почитаю. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  14. Иринка, очень содержательный пост! А какие стихи!!!Сразу можно использовать в работе твой материал.Мне очень тяжела тема о войне(она не прошли мимо моих родных и близких),воевали мои дед,дядя,и отец.Прошли войну от и до...Мама жила в Поволжье,голод, выживали, как могли...Я приняла эстафету, вот только не знаю, смогу ли я кому-то передать её...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана, я тебе в Одноклассниках напишу кому ты можешь передать эстафету. Спасибо, что прочитала мой материал.

      Удалить
  15. Ирина Михайловна,добрый вечер! Оперативно вы разместили такой хороший пост! А я все никак не доберусь... Времени совсем не хватает. До 17 июля, надеюсь, успею. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Витальевна, мне кажется, что можно и до 2 февраля размещать, если до 17 июля не успеете. Ведь надо еще материал найти. Спасибо, что посмотрели мой пост.

      Удалить