суббота, 2 марта 2019 г.

В чудной стране

3 марта – 90 лет со дня рождения Ирины Токмаковой 
(1929-2018)

Ирина Токмакова
Ирина Токмакова – поэт, с которым мы знакомы с самого детства. Ирина Петровна Токмакова — советская и российская детская писательница, автор образовательных повестей-сказок, стихотворений и пьес для детей дошкольного возраста, классических переводов из английской и шведской народной поэзии. Лауреат Государственной премии России за произведения для детей и юношества (за книгу «Счастливого пути!»), лауреат Российской литературной премии имени Александра Грина (2002). Жена художника-иллюстратора Льва Токмакова. Умерла 5 апреля 2018 года.
Родилась в Москве. Отец — Пётр Карпович Мануков (Перч Карапетович Манукян) (1901—1971), армянин, инженер-электротехник, мать — Лидия Александровна Дилигенская (1905—1985), русская, из семьи священнослужителей, детский врач, заведовала «Домом подкидышей». 
С детства писала стихи, но считала, что литературных способностей у неё нет, поэтому выбрала профессию лингвиста. В 1953 году окончила филологический факультет МГУ, училась в аспирантуре по общему и сравнительному языкознанию. Одновременно работала переводчиком. 
Первым художественным переводом послужил сборник шведских народных детских песенок, присланный Токмаковой приехавшим в Россию по делам шведским энергетиком Боргквистом, который, познакомившись с молодой переводчицей, узнал, что она любит шведскую поэзию. Первые переводы стихов делались для личного употребления, но муж Токмаковой — Лев Токмаков — отнёс их в издательство, и они были приняты в печать. 
Через год вышла первая книжка собственных стихов — «Деревья», сделанная вместе со Львом Токмаковым. 
Член КПСС с 1975 года. 
Замечательная переводчица, поэт, автор прекрасных детских книжек умерла 5 апреля 2018 года в возрасте 89 лет. Похоронена на 1 уч. Армянского кладбища.

Произведения для детей

«Времена года», 1962 (сборник стихов)


«Деревья», М., 1962


«Звенелки», М., 1963


«Сосны шумят», 1966


«Карусель», М., 1967


«Сказка про Сазанчика», 1970 (сборник стихов)


«Женька-совёнок», 1970 (пьеса)


«На родной земле: Предание», 1975

«Далеко — Нигерия», М., 1975

«Летний ливень», 1980 (сборник стихов)

«Заколдованное копытце», 1981 (пьеса)

«Может, нуль не виноват?», 1984

«Аля, Кляксич и буква А», 1-е изд. 1968

«Счастливого пути…», 1985

«И настанет веселое утро», 1986 (повесть-сказка)

«Счастливо, Ивушкин!», 1991 (повесть-сказка)

«Чародейка»

«Плим», версия для радиоспектакля 2013 (повесть-сказка)

и многие другие.


Высказывания Ирины Токмаковой

«Нынешние дети рождаются уже с компьютером в голове, ему портят жизнь паршивыми мультиками, но маленький ребенок остался тем же!»

«Я взяла добрую тональность, а то все вокруг слишком яростное».

«Я не предвижу смерть книги, если только коммерсанты ее не убьют, когда она будет просто недоступна по цене нормальным людям».

«Детский писатель не просто поет, как птичка на ветке… Необходимо постоянно оттачивать свое мастерство… Надо знать и любить своего читателя, думать о его душе и понимать, какая духовная пища ему нужна».


«Я не вижу в Гарри Поттере витамина для детской души…»


Источник: Википедия

            Дорогие друзья! Посмотрите мою видеопрезентацию,
             посвященную Ирине Токмаковой, поэту моего детства



В чудной стране

В одной стране,
В чуднoй стране,
Где не бывать
Тебе и мне,
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко,
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка. 

Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чуднoй стране…
Ты почему не веришь мне?

Мои дорогие читатели! С нетерпением жду ваши комментарии! Большое спасибо!

38 комментариев:

  1. Здравствуй, Ира! Замечательно писала для детей Ирина Токмакова! Интересный у тебя получился видеоролик! Спасибо за материал о поэтессе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Лариса! Я даже сейчас помню обложку книжки Ирины Токмаковой, которая у меня была в детстве. Я тебе выслала видеоролик по электронной почте. Думаю, что тебе пригодится он для мероприятия.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
    Огромное спасибо за материал и презентацию! Обязательно воспользуюсь.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Буду рада, если мой видеоролик вам пригодится.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
    Ирина Токмакова - моя любимая детская писательница.
    И дети мои выросли на прозе и стихах Ирины.
    Самые красивые её книги изданы с рисунками Льва Токмакова.
    Мой любимый стишок:
    "Кто-то ночью утащил лес.
    Был он вечером, а утром исчез!
    Не осталось ни пенька, ни куста,
    Только белая кругом пустота.
    Где же прячутся птица и зверь?
    И куда ж за грибами теперь?"
    ОН такой печальный, и одновременно заботливый и альтруистический.
    И ещё, Стихи Токмаковой нельзя читать быстро, скороговоркой, как, к примеру, Чуковского или Маршака.
    Токмакова - это мысль.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Валерьевна! Спасибо, что и вы помните о любимом поэте детства. Раньше Ирина Токмакова была очень хорошо известна детям. Ее стихи читали и учили. Спасибо за стихотворение, которое вы написали в своем комментарии. Эти стихи мне тоже очень нравятся.

      Удалить
  4. Добрый вечер, Ирина Михайловна. "Раньше Ирина Токмакова была очень хорошо известна детям" - а что, сейчас в программах нет произведений Ирины Токмаковой? Мне кажется их читают с ещё более раннего возраста (у моего 4-летнего внука они в библиотечке есть) Дети и заучивают её стихи быстро, слог легко запоминается:
    Площадям и переулкам,
    Фонарям, тоннелям гулким,
    Перекресткам и домам
    Я приветы передам...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Любовь Семёновна! Я точно не знаю, но в наших учебниках я не видела стихи Ирины Токмаковой. Конечно, лучше об этом спросить учителя начальных классов. Надеюсь, что кто-нибудь из моих блогодрузей об этом напишет.

      Удалить
  5. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Как хорошо, выразительно прочитали стихи И.Токмаковой в видеоролике. Поняла, что в чуднОй стране...очень рада была познакомиться(подробно!) с биографией Ирины Токмаковой. Её фраза :«Нынешние дети рождаются уже с компьютером в голове, ему портят жизнь паршивыми мультиками, но маленький ребенок остался тем же!" очень верна. Спасибо, Ирина Михайловна!)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Ивановна! Я очень рада вашему комментарию. Мне тоже нравятся высказывания поэтессы. Она умерла только в 2018 году. Она была нашей современницей. Знала и о компьютерах и о их влиянии на детей.

      Удалить
  6. Здравствуйте,Ирина!Очень понравилась Ваша видео презентация!Книги И.Токмаковой сейчас читает моя внучка,ей нравится)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Зоя! Я уверена, вашей внучке нравятся стихи Токмаковой. Самые любимые можно выучить наизусть.

      Удалить
  7. Да, дети Токмакову сейчас почти не знают. Мне кажется, что их родители тоже. Знает более старшее поколение.
    Весеннее:
    К нам весна шагает
    Быстрыми шагами,
    И сугробы тают
    Под её ногами.
    Чёрные проталины
    На полях видны.
    Видно очень тёплые
    Ноги у весны.

    С весной всех, друзья!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Любовь Михайловна! Спасибо за весенние стихи! Когда-то я их знала наизусть. Вы правы, дети сейчас не знают и не учат стихи Ирины Токмаковой.

      Удалить
  8. У Токмаковой очень хорошие светлые стихи.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья! Стихи Ирины Токмаковой очень светлые и добрые. Хорошо запоминаются.

      Удалить
  9. С удовольствием посмотрели и послушала. Какая же Вы, Ирина Михайловна, умничка. Подобрать материал, записать, сделать презентацию. Здорово у вас получилось. А мы с Миланочкой часто читаем стихи Ирины Токмаковой

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Я очень рада, что Милана уже знакома с творчеством Ирины Токмаковой. У нее есть стихи, которые подходят для запоминания даже таким маленьким деткам, как ваша внучка.

      Удалить
  10. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Очень интересный ролик! Предложу учителям и коллегам-библиотекарям, обязательно пригодится!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Фёдоровна! Большое спасибо, что вы оценили мой видеоролик, хотя точнее это видеопрезентация. Буду рада, если она пригодится вашим учителям.

      Удалить
  11. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Вы-молодец! Ваш видеоролик, конечно, оценят библиотекари! Сейчас стихи И.Токмаковой в школе не проходят. У меня в библиотеке нет ее книг, только в сборниках есть ее стихи. А ведь они у нее замечательные!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна! Как жаль, что сейчас дети не знакомы с творчеством Ирины Токмаковой. Слово за школьными библиотекарями, которые должны познакомить детей с талантливым поэтом.

      Удалить
  12. Ирина, спасибо за замечательный пост! Очень люблю книги Ирины Токмаковой. Уменя была счастливая возможность перечитать их вместе с внуком.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Как хорошо, когда мамы и бабушки читают вместе с детьми стихи Ирины Петровны Токмаковой.

      Удалить
  13. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Стихотворения Ирины Токмаковой недавно начали переиздавать, а то действительно, в библиотеках не было. Старые экземпляры списали, а новых долгое время не было. Я с удовольствием посмотрела Вашу презентацию. Обязательно воспользуюсь для проведения мероприятия!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Антонина Валерьевна! Я очень рада, что произведения Ирины Петровны начали издавать. Вы будете проводить мероприятия об Ирине Токмаковой?

      Удалить
  14. Токмакову обожаю! Сыну с удовольствием читала в детстве! Но про Гарри Поттера, наверное, не соглашусь - начали сейчас читать с сыном :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Алена! Вы замечательная мама, что знакомите сына со стихами талантливых поэтов.

      Удалить
  15. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
    С удовольствием посмотрела ролик и поинтересовалась в нашей библиотеке - есть ли книги? Оказалось, что нет, нашли только два стихотворения в сборниках...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия Павловна! Книги Ирины Токмаковой уже давно не переиздавались. Книги ее старых годов выпуска, все зачитанные. И скорее всего многие библиотеки их списали.

      Удалить
  16. Более глубоко я открыла творчество Ирины Токмаковой с рождением своей дочери! Как мне нравятся её стихи из цикла "Зернышко"! У меня до сих пор хранится в книжном шкафу книга писательницы "Летний дождь". Дочери очень нравились её стихи. А потом я читала их внуку. Иринка, огромное спасибо за пост, читала и слушала с огромным удовольствием!
    Дождик, дождик, капелька!
    Водяная сабелька,
    Лужу резал,лужу резал,
    Резал, резал, не разрезал,
    И устал, и перестал!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Светлана! Спасибо за отзыв о моем посте. Жаль,что сейчас произведения Ирины Токмаковой не изучают в школе.

      Удалить
  17. Спасибо, Ирина Михайловна, за напоминание о юбилее любимого поэта!С удовольствием всегда читаю стихи для своих воспитанников.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Оксана Владимировна! Как хорошо, что вы читаете стихи Ирины Токмаковой своим воспитанникам.

      Удалить
  18. Спасибо, Ирина Михайловна, за такой чудесный материал!..
    На книжках Ирины Токмаковой росли я, мои дети, а теперь еще и внуки!!
    Так здорово читать произведения столь замечательной писательницы внукам, вспоминая свое детство. Еще раз спасибо за материал! :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Григорьевна! Большое спасибо вам! Я с детства знаю и люблю Ирину Токмакову. Жаль, что сейчас мало ее книг в библиотеках.

      Удалить
  19. Очень любила Токмакову в детстве и дочери своей читала, теперь подожду до внуков).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Валерия! Ирина Токмакова - любимый поэт и моего детства.

      Удалить