понедельник, 22 апреля 2019 г.

Поездка в Шушенское


Музей-заповедник Шушенское

Уважаемые читатели! Если вы учились в советской школе или работали в школе или городской (районной) библиотеке в советское время, то никогда не забудете эту дату – 22 апреля 1870 года, день рождения В.И. Ленина.
Сегодня школьники и имя его не слышали, а мы в городских и школьных библиотеках весь апрель рассказывали ребятам о детских годах Владимира Ильича, о детях семьи Ульяновых, о ссылке в Шушенском…
Я начала свою трудовую деятельность в Тувинской АССР (сейчас Республика Тыва). Работала в г.Чадане учителем английского языка. Моё самое первое классное руководство – 7А класс. Класс был победителем разных конкурсов, и нас сразу же на осенних каникулах на автобусе отправили в п.г.т. Шушенское.

г.Чадан
Я со своими учителями-коллегами на территории
школы № 2 г.Чадана

Просторная горница в крепко срубленном сибирском доме, стол под белой скатертью, секретер с зелёной лампой - в селе Шушенское Красноярского края Владимир Ленин провёл в ссылке три года. Теперь тут музей-заповедник, который раскинулся на территории в 16 гектаров. В него входит 29 крестьянских домов того времени. Один из главных трудов Ленина «Развитие капитализма в России» написан в Шушенском.

Шушенское
                                         В Шушенском
Я (стою первая справа), женщина слева – родительница девочки из класса, внизу слева сидят два водителя автобуса, которые нас привезли. Фотографировались не все ребята. Некоторые ещё ходят по музею, а фотограф не стал всех ждать.

Для 26-летнего юриста, блестяще образованного дворянина, человека интеллигентного и очень деятельного ссылка в Сибирь была настоящим наказанием.
Хотя условия его быта были неплохие.  В то время ссыльным выплачивали денежное пособие - 8 рублей в месяц. Огромные для крестьян деньги! Ленину их хватало, чтобы рассчитаться за комнату и питание. Еда была здоровой, мясо всегда на столе, стоило оно здесь очень дешево.
Когда к Ленину в 1898 году прибыли Надежда Крупская с матерью Елизаветой Васильевной обе удивились его поздоровевшему виду. Ленин и правда в ссылке поправился. После приезда гражданской жены и тёщи Ленин перебрался в более просторное жильё. Втроём жить в одной комнате было нереально, и Ильич снял несколько комнат у вдовы Петровой. Разбил небольшой садик, построил беседку.
Крупской в Шушенском поставили условие: либо официально выйти замуж за ссыльного, либо уезжать. Поэтому Ильич и Крупская обвенчались, о чём в Петропавловском храме Минусинского уезда сделали запись.
Всё время в ссылке Ленин проводил за работой и часто просил в письмах свою мать выслать книги. В свободное время он охотился на уток на озере Перово, выстругивал шахматы из коры.
В «Музее-заповеднике «Шушенское» каждый год бывает более 250 тысяч посетителей.
Источник:
Ильченко, Надежда В ссылке Ульянов получал пособие от государства [Текст] / Надежда Ильченко  // Комсомольская правда. – 2019. – 22-30 января.
Дорогие читатели, а вы были когда-нибудь в Шушенском?

Мои дорогие читатели! С нетерпением жду ваши комментарии! Большое спасибо!

38 комментариев:

  1. Здравствуй, Ира! Спасибо за очень интересный пост! Первый раз вижу тебя с длинными волосами. Какая ты на фото молоденькая и хорошенькая. А, как мы проводили мероприятия о Ленине в центральной детской библиотеке им. Белинского, помню до сих пор.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, как мне нравилось работать вместе с тобой, Леной, Тамарой Ивановной в детской библиотеке имени Белинского. Как было интересно. И хорошо помню наши мероприятия о Ленине.

      Удалить
  2. Здравствуйте,Ирина Михайловна! В Шушенском никогда не была, но, как все, кто был пионером, хорошо знаю историю жизни В.И.Ленина.А на фотографии я Вас узнала сразу же, Ирина Михайловна! А Вы и не изменились! Всё тот же пытливый взгляд! Спасибо, что рассказали!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия Викторовна! Я думала, что меня никто не узнает. Интересно, что я, оказывается, совсем не изменилась. Спасибо, Наталия Викторовна, за комментарий, за блогодружбу.

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Да, сегодня день рождения В. И. Ленина, раньше столько мероприятий проводили и ездили по ленинским местам. Мне не пришлось побывать в Шушенском, но столько об этом читала и сама детям рассказывала, работая в библиотеках..
    Хорошо, что ц Вас фото сохранилось - это память!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Эти фотографии - память о Туве,о поездке в Шушенское. Тогда не было кодаков и цифровых фотоаппаратов.

      Удалить
  4. Ирина,как интересно! Это наша история,,которую нельзя забывать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда! Я до сих пор не забыла эту поездку.

      Удалить
  5. Ирина - вы в Шушенское, а я в Ульяновск, на родину В. Ленина. Поездку помню!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Вот мы с вами сегодня и вспомнили В.И. Ленина.

      Удалить
  6. Ирина Михайловна,вспомнила тоже свою поездку в Шушенское, жаль нет фотографий. Такие поездки навсегда останутся в памяти.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Елена! И сегодня в Шушенское едут люди. Это наша история. Её нельзя забыть

      Удалить
  7. Здравствуйте, Ирина Михайловна. Смотрю на фотографии и сразу Вы бросаетесь в глаза! Вы и правда ни чуть не изменились! Разве что, прическа немного поменялась :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Галина Григорьевна! Неужели я так осталась молодой на всю жизнь?! Спасибо, что почитали!

      Удалить
  8. Ирина Михайловна! я Вас сразу узнала), Очень люблю рассматривать старые фотографии. Раньше фотографии были редкостью, никто не щелкал, как нынче, все подряд. И обычно это памятные моменты, да и вообще в черно-белых особое настроение. А дату, да, спасибо, что напомнили, стала забываться, хотя была и октябренком, и пионеркой, и даже комсомолкой чуть-чуть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Валерия! Сегодня занималась с детьми - 6 класс и 3 класс. Сказала им, что 22 апреля - День рождения Ленина. Даша что-то такое о нем слышала, но не могла ответить, кто он был такой, а Кирилл даже не слышал. Может им о нем и не надо знать?!

      Удалить
    2. Знать, наверное, надо. Историческая, значимая личность. Но без фанатизма..

      Удалить
    3. Валерия, я думаю, все равно дети по истории изучают русскую революцию и узнают имя Ленина.

      Удалить
  9. Здравствуйте! Ирина Михайловна, вот сегодня и вспомнилась поутру эта дата и множество мероприятий к ней, проводимых в те давние времена.
    На фото Вы узнаваемы. Интересно. Тоже люблю рассматривать старые фото. В Шушенском не была, а Разливе (Сестрорецк) - да. И сейчас при желании можно посетить памятные места. К примеру информация http://interestravel.ru/shalash_lenina/

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Любовь Семёновна! Я уже ничего посетить не смогу. Мне трудно одной куда-либо поехать. Лучше быть дома. Спасибо за комментарий!

      Удалить
  10. Здравствуйте, Ирина Михайловна!
    Вот только сегодня в отрывном календаре прочитала-вспомнила о Дне рождения В.И.Ленина. Подумала: "Так хочется написать в блоге любимых в детстве книгах про Ильича!" А тут увидела Ваш пост и с удовольствием прочитала о Вашей экскурсии в Шушенское. Спасибо! Очень интересно!
    А Вы очень даже узнаваемы на фото) Ну совсем не изменились))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна Николаевна! Мне почему-то тоже захотелось написать что-нибудь о Ленине. Я вспомнила о поездке в Шушенское. Нашла фотографии, сканировала. Статью из газеты сохранила. И сделала пост.

      Удалить
  11. Здравствуйте, Ирина Михайловна.Какие интересные воспоминания!А Вы на фотографии мне напомнили почему-то учительницу из "Уроков французского" В.Распутина.) Даже отрывок вспомнился:"Она сидела передо мной аккуратная, вся умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре, которую я смутно чувствовал, до меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание; к тому же она была учительницей не арифметики какой-нибудь, не истории, а загадочного французского языка, от которого тоже исходило что-то особое, сказочное, неподвластное любому-каждому, как, например, мне". Про Ильича в свое время многое прочитала))Была октябренком, пионером.Комсомолкой не суждено было стать.)Кстати, у моей сестренки сегодня день рождения.)В детстве даже, помнится, завидовала, что у нее такой чудесный день рождения.)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Борисовна! Спасибо за добрый и интересный комментарий. А я вот и комсомолкой тоже была, мама моя и членом КПСС.

      Удалить
  12. Как всегда, замечательный пост!!!!Иринка, ты такая обаятельная на фотках! Я всегда мечтала побывать в Шушенском, но как-то не получилось...В те времена мы все любили читать о Ленине, столько книг было в библиотеках! А про мероприятия вообще не говорю: это было просто обязательным! Конечно, времена идут, меняются идеалы... Но я до сих пор помню, как я присутствовала на открытии памятника Ленину в нашем городе к его столетию со дня рождения! Так было торжественно!!!Памятник до сих пор стоит, но теперь мало кто приходит к нему...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Светлана! У нас в Ленинске тоже до сих пор стоит памятник Ленину, напротив бывшего горкома КПСС. Книга Ленине Зои Воскресенской была самая первая, которую я взяла в городской библиотеке, когда туда записалась в первом классе.

      Удалить
  13. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Шушенское от нас слишком далеко, видела его только на картинках. И очень было интересно посмотреть Ваши фотографии. Я тоже Вас сразу узнала в той милой длинноволосой девушке.
    P.S. Н-да, как, оказывается, был мягок царизм к ссыльным, такие приличные условия для жизни предоставлял) В советские времена всё гораздо хуже оборачивалось для инакомыслящих.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Агния! Шушенское от Тувы недалеко. Тува граничит с Красноярским краем. На автобусе мы недолго ехали. Сколько часов, сейчас уже не помню. Поездка мне запомнилась на всю жизнь.

      Удалить
  14. Ирина Михайловна, дорогая, а Вы нисколечко не изменились, такая же стройная красавица, такой же блеск в глазах и желание все узнать, услышать, оставить на всю жизнь в памяти. Спасибо за Ваши воспоминания. Очень трогательно читать. Я, конечно же, не была в Шушенском, но много читала и рассматривала на фотографиях

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, дорогая Анна Борисовна! Меня что-то потянула на воспоминания. Хотела напомнить о Дне рождении Ильича. Больше всего самой себе. Вспомнила молодость и поездку в Шушенское. Спасибо за добрый комментарий!

      Удалить
  15. Иринка, с первого взгляда на фото узнала тебя. Ну ни как не спутать. Как молоды мы были. У нас памятник Ленину стоит до сих пор тоже. Меня в пионеры около него принимали. Истлория.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуй, Виктория! Вспомнила День рождения Ленина. Вспомнила молодость, Ленинские уроки в школе и в библиотеке. Как молоды мы были. Верили в идеалы революции.

      Удалить
  16. "Как молоды мы были, как искренно любили.." Да, Ирина, про сегодняшнюю дату помню, всегда был субботник, таскали бревно. В Шушенском не была, а в Разливе где он жил в шалаше, была. Там он написал свою "Синюю тетрадь". Вы хорошо узнаваемы на фотографиях!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда! Спасибо, что зашли в гости! Как раньше мы заранее готовились к 22 апреля. День рождения Ленина! Сейчас тишина. Никто не вспоминает про него. В новостях вчера ничего не видела.

      Удалить
  17. С Первомаем, Ирина!
    Я выросла на примере семье Ульяновых.
    Памятник Ленину стоит возле школы до сих пор.
    Детство у меня было золотое!
    Отличный пост, Ирина!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Адилия! Спасибо за тёплые слова! С Первомаем! С праздником!

      Удалить
  18. В Шушенском не бывала. Но была октябренком, очень любила стих "Ленин и печник"

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мы раньше много знали стихов о Ленине. Сейчас дети не знают даже его имени.

      Удалить