воскресенье, 5 апреля 2020 г.

Поэт и фронтовик

Они писали о войне

   Уважаемые читатели! Уже давно я не писала об акциях любимого портала «Вики-Сибириада», хотя продолжаю в них участвовать, и почти ни одну из них не пропустила. Дипломы за мои работы я выкладываю на сайдбаре своего блога.
Недавно (с 20 февраля по 21 марта) прошла акция «Земляк – поэт и фронтовик». Участники акции, используя различные сервисы, рассказывали о поэтах-фронтовиках из своего города, села, региона.
Я рассказала о Михаиле Александровиче Небогатове (1921-1990), имя которого известно всем в Кузбассе. Моя работа создана в онлайн-сервисе SMORE.COM.



Стихи Михаила Небогатова
МАТЕРИ
Не одна прибавилась морщина
На лице твоём, старушка-мать,
С той поры, как проводила сына
От врагов Отчизну защищать.
Провожая, ты ещё не знала,
Что пройдёт два месяца – и вот –
От пожаров, огненного шквала
Задымится мирный небосвод.
Да и кто мог знать тогда, в апреле,
Что в июне, в час рассветный к нам
Бросит враг военные метели
В небеса, по суше, по волнам?
Уходил на запад поезд звонкий,
Вспоминал твой сын под стук колёс
Светлые, как день, глаза девчонки
И твои, туманные от слёз…
Мчалось время поездом зелёным.
Вдруг – война. И сын идёт в строю
Молодым, горячим, запылённым
И влюблённым в Родину свою.
И встречая сыновей советских
В небе, на земле и на волнах,
Лёгкие победы войск немецких
Разбивались неизбежно в прах.
Год прошёл. Ты постарела за год
Лет на пять от горя и тоски.
Часто смотришь на закат, на запад
С нежным сердцем, сжатым как в тиски.
Не грусти, старушка дорогая!
Жив-здоров и бьёт врагов твой сын,
Молодость свою оберегая
И покой родных ему седин.


***
Я так приятно размечтался.
Но надо помнить и о том,
Что зверь-фашист ещё не сдался,
Рычит с надломленным хребтом.
И многих нас ещё не станет,
И много будет вдов, сирот.
Но день счастливых встреч настанет.
В нём память павших не умрёт!

ДЕТСТВО
Есть сон, который снится редко.
В нём жизнь сильней, чем наяву.
Вот сновиденья рвётся сетка,
Но сном я всё ещё живу.
О, как мне спеть с таким искусством,
С каким я пел сейчас во сне!
Я с небывалым плакал чувством –
Так не заплакать больше мне!
Ещё в груди кипят рыданья,
Ещё не высохла слеза.
Такого счастья и страданья
Словами высказать нельзя.
И долго, долго память ярко
Те впечатления хранит.
Как груз бесценного подарка
Не будет этот сон разбит.
Не так ли память детство наше
Хранит с любовью и тоской?
Оно – как выпитая чаша,
На дне которой – сон такой.

ОТВЕТ С ФРОНТА
Письмо мы Ваше получили.
И очень рады, не секрет.
А мне ребята поручили
Вам написать скорей ответ.
Хотя и не был я поэтом,
Но знаю – в девичьих сердцах
Живёт большая страсть к куплетам.
И потому – пишу в стихах.
Спасибо Вам, родная Аня,
За память добрую о нас,
За ту заботу и вниманье,
Какие нам нужны сейчас.
Порой бойцы не без причины
Вздыхают с грустью: Эх, война!
Ведь не у каждого мужчины
Есть дома мать, сестра, жена.
У многих дом – врагом сожжённый,
Погибла мать, и нет семьи.
Чужие девушки и жёны
Для них отныне – как свои.
Такие часто хмурят брови
И писем из дому не ждут.
И литься там немецкой крови,
Где эти мстители пройдут!
Для нас, фронтовиков, поверьте,
Нет счастья большего, как в том,
Чтоб получить письмо в конверте
Иль в треугольнике простом.
Знакомые читая строки,
Боец уходит с головой
В края родные, в мир далёкий,
Забыв про грохот фронтовой.
Он слышит – рядом плачет дочка.
Он видит – хмуро смотрит сын…
Последние слова. И точка.
И вновь как будто он один.
Но над окопом свищут пули.
Сидят товарищи, строги.
Как жить им хочется в июле,
А жизнь хотят отнять враги.
Большая ненависти сила
Рождает вдруг большую месть
За счастье, что когда-то было,
За то, что будет и что есть.
Он в новый бой идёт спокойный:
Пусть смерть уронит на бегу,
Но этот день июльский знойный
Последним будет и врагу!

Мы знаем: тыл и фронт – едины.
Поэт, шахтёр и медсестра,
Мы все в боях непобедимы,
Сколь обстановка ни остра.
Снаряды, самолёты, танки,
Что вы готовите в тылу,
Фашистской техники останки
Сотрут, развеют, как золу.
Настанет день победы русских.
И вновь с захваченной земли
Уйдут потомки дедов прусских,
Как в прошлом и они ушли.
Умрёт под русским небом синим
Последний гитлеровский зверь.
И мать перед героем-сыном
Знакомую откроет дверь.
Вернутся с запада живые.
Погибшим память воздадут.
И победитель, как впервые,
Заметит, что цветы цветут,
Что сладко пахнет сад зелёный…
Придёт тот парень молодой,
Весёлый, бравый, запылённый
И, может быть, чуть-чуть седой.
Придёт и Ваш любимый, Аня.
И будет Вам тогда ясна
Ясней любовного признанья
Его мужская седина.
Но если вдруг падёт в сраженье
Ваш друг под вражеским огнём, –
Смиритесь с этим положеньем
И вспоминайте лишь о нём.
Но и от жизненного зова
Не уходите далеко.
Влюбитесь в нового, чужого
От всей души и глубоко.
Чтоб этот друг, на вид суровый,
Опять Вам всех дороже стал.
Быть может, этот хмурил брови
И писем из дому не ждал.
Я русских знаю по приметам:
Их в горе мужество роднит.
Хотя по лицам и портретам
Нельзя прийти к таким ответам –
Кто трус, кто твёрдый, как гранит.
Я узнаю их по ухватке:
Спокойный взгляд, широкий шаг,
Упрямство в рукопашной схватке,
С каким не раз встречался враг.
Он дома весел, прост по нраву,
Но беспощаден на войне.
Что дорого ему по праву –
На фронте дорого вдвойне.
Он, пожилой и в цвете жизни,
Как лев дерущийся, в бою.
Он только помнит об Отчизне
И забывает жизнь свою.
И как такого не заметить?
И как его не полюбить?
Он может за себя ответить
И друга может защитить.


  Большое спасибо Наталье Васильевне Ивановой (блог "Библиотека имени Михаила Ульянова") за Диплом и интересную акцию! 

Дорогие читатели! Большое спасибо за добрые комментарии! Пожалуйста, постарайтесь не использовать активные ссылки. Если вы блогер, я найду ваш блог с помощью вашего профиля в Гугл. 
 Thanks a lot for your kind comments! Please try not to put your active links. If you are a blogger I can find your blog with your Google profile.

32 комментария:

  1. Здравствуй, Ира! Стихи Михаила Небогатова знают все кузбассовцы. Мне очень нравятся эти проникновенные, искренние стихи. Спасибо, что напомнила о нашем поэте-фронтовике!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Мне тоже нравятся стихи Михаила Небогатова! Поэтому я выбрала этого поэта.

      Удалить
  2. Здравствуйте, Ирина Михайловна, я тоже принимала участие в этой акции, рассказала о нашем земляке, поэте М. Львове

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Светлана Геннадьевна! Я не видела в вашем блоге пост об этой акции.

      Удалить
    2. Да я как-то забыла вообще про нее, поучаствовала и вот недавно только вспомнила

      Удалить
    3. Никогда не поздно написать об этой акции!

      Удалить
  3. Ирина Михайловна, спасбо за знакомство с поэтом!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лариса Евгеньевна! Спасибо за комментарий!

      Удалить
  4. Ирина Михайловна, здравствуйте! Благодарю за знакомство с поэтом.

    ОтветитьУдалить
  5. Поэт, я не знаю, но стихи, которые вы нам предложили, действительно прекрасны и полны тонких чувств. Спасибо, что познакомили меня с новым поэтом. Счастливого воскресенья.
    sinforosa

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Мария! Михаил Небогатов был герой войны и известный поэт в России.

      Удалить
  6. Ирина,добрый вечер! Акции портала всегда интересные! И многому можно поучиться у наших коллег! Я тоже поучаствовала в этой акции и рассказала о нашем юргинском поэте Н.Н.Черкасове, замечательном человеке и фронтовике. А стихи Небогатова мне всегда нравились!

    ОтветитьУдалить
  7. Хорошие стихи. Спасибо за рассказ о поэте!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория! Спасибо, что почитали о кузбасской поэте-фронтовике.

      Удалить
  8. I haven't read poetry in such a long time. I used to write a lot too. :-D

    I am glad you are all okay *hugs*

    ОтветитьУдалить
  9. Здравствуйте, Ирина Михайловна! С большим интересом прочитала стихотворения Вашего земляка- поэта-фронтовика! Очень тронуло стихотворение "Матери". А ещё я отметила, что Вы новый сервис освоили.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Антонина! В этом сервисе у меня много работ с 2016 года. Просто этот сервис не совсем бесплатный. Больше 5 работ нельзя делать. Но прошло уже много лет и мне разрешили.

      Удалить
  10. Ирина,интересный поэт-фронтовик.Хорошие ,проникновенные стихи.

    ОтветитьУдалить
  11. Ирина, восхищена Вашей работой! Не слышала о таком поэте, к сожалению, Вы закрыли эту брешь. Стихи очень проникновенные. Большое Вам спасибо и поздравляю с дипломом!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Вероника! Конечно, Михаил Небогатов больше известен у нас в Кузбассе. Спасибо, что посмотрели мой пост.

      Удалить
  12. These poems are touching my feeling, Irina!

    Stay healthy!

    ОтветитьУдалить
  13. Замечательно, Ирина Михайловна. Я что-то давно туда не заглядывала. А зря... Обязательно посмотрю работы. Творчество поэтов-фронтовиков сейчас особенно вызывает интерес. Какой легкочитаемый и проникновенный слог! Спасибо Вам за интересную информацию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Любовь Семёновна! Спасибо, что заглянули в гости!

      Удалить