четверг, 19 марта 2020 г.

Объелся репой, вот и свирепый


Географ
Уважаемые читатели! В рамках читательского марафона для чтения в марте я выбрала 3 книги. Одна из них «Географ глобус пропил» российского писателя Алексея Иванова.  Скажу честно, раньше Иванова я не читала, поэтому, когда начала читать этот роман, у меня волосы стали дыбом. Да, ужасно не понравился в начале. Прочитав почти половину книги (в ней 444 страницы), я поняла, что произведение читать можно, но только тем, кому уже за 30 лет.
         
Главный герой романа Виктор Сергеевич Служкин пришел в одну из школ устраиваться на работу учителем. Он закончил биологический факультет Уральского университета с правом преподавания ботаники, зоологии, анатомии, общей биологии и органической химии. Но в школе была только одна вакансия – учителя географии.
Его взяли, выдав под расписку наглядные пособия: глобус, кусок полевого шпата (это такой минерал), физическую карту острова Мадагаскар и портрет Лаперуза.
Виктор Служкин – охламон, выпивоха и шут гороховый. С детства так и сыплет свою речь прибаутками «Жёг глаголом, да назвали балаболом», «Смышлён и дурак коли видит кулак», «Атлет объелся котлет», «Не суй свой нос в чужой вопрос», «Окиян окаян, где же остров Буян», «Объелся репой, вот и свирепый» (я выбрала самые приличные).
        Чтобы не платить за билет в электричке, прикидывается глухонемым. Катался пьяным на санках, врезался в берёзу и сломал ногу. Прыгает со второго этажа школы, чтобы разнять дерущихся подростков. Влюбился в свою ученицу 14-летнюю Машу. Играет с учеником Градусовым на уроке в карты и проигрывает. Во время похода с ребятами из 9Б класса напился водки с Градусовым и проспал свою станцию. На уроках географии даёт советы, как лучше списывать, чтобы учитель не заметил.
Нет, глобус он не пропивал. «Географ глобус пропил» - слова хулигана Градусова. Глобус пропал из кабинета, когда Служкин был на больничном.
        С другой стороны, Виктор любит свою жену Надю, 4-х летнюю дочь Тату и кота Пуджика. Дружит со своими одноклассницами Сашей Рунёвой и Наташей Веткиной. У него есть любимый друг детства Будкин. Служкин пишет стихи, рисует картины, дочери читает наизусть «Сказку о мёртвой царевне», с учениками ходит в походы.
        В романе рассказывается о его уроках в 9-х классах. Дети трудные, географию не любят, но учитель не унывает. 9А у него – красная профессура, за четверть почти весь класс получил «пятёрки». 9Б класс – отцы (с ними он встречает Новый год в заброшенной деревни, с ними идёт в поход, они приходят к нему на день рождения), они получают «четвёрки».  9В класс – самый хулиганистый, зондеркоманда, по географии у них одни «тройки».
        «Географ глобус пропил» - авантюрный роман Алексея Иванова о том, как нарушая все правила, учить детей в школе. Должен быть таким учитель, как Виктор Сергеевич Служкин или нет.
        Нет? А может всё-таки должен? Да, эту книгу можно читать только тем, кому уже исполнилось 18 лет.

Дорогие читатели! Большое спасибо за добрые комментарии! Пожалуйста, постарайтесь не использовать активные ссылки. Если вы блогер, я найду ваш блог с помощью вашего профиля в Гугл. 
 Thanks a lot for your kind comments! Please try not to put your active links. If you are a blogger I can find your blog with your Google profile.

44 комментария:

  1. Ирина Михайловна, здравствуйте!
    Я тоже начала знакомство с Ивановым именно с "Географа". Думала, что к нему больше не вернусь, но потом был "Тобол".
    "Географ" - роман какой-то грязный. Столько негатива! Жалко ли мне Служкина? Нет. И учитель таким быть не должен. Таким не должен быть любой человек!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Может Алексей Иванов так и представляет школьного учителя? Интересно, за что он ненавидит учителей?

      Удалить
  2. Ирина, добрый день! Я тоже как-то не очень люблю творчество Иванова...Пыталась читать этот роман, но бросила...После твоего поста постараюсь прочесть до конца Спасибо за подробный пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светланка, если бы не марафон, я бы не смогла прочитать роман про географа. Хорошо, что Служкина уволили. Меня особенно шокировали его отношения с Машей.

      Удалить
  3. Роман читала лет 15 назад. И он меня слегка шокировал. Я думаю, что автор хотел показать, что учителя - живые люди. И у них есть слабости, есть вредные привычки. Это не монумент, который незыблем - ум, честь и совесть эпохи. Нам так хочется, чтобы было с кого брать пример. Но очень часто все не так. И мы это знаем. К сожалению.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Лилия! Да, об этом романе можно по-разному писать. Необычный роман, довольно странный.

      Удалить
  4. А мне нравится Служкин. Конечно, проблемный товаришчь))) Учитель, конечно из него никакой. Но не забываем, что это лихие девяностые. Дети никому не нужны, люди никому не нужны, страна никому не нужна... Служкин, по сути, и по природе своей честный и порядочный человек, он не вписывается в эту новую реальность, где нужно быть хитрым и крутиться. Как водится, выпивает, часто и много - и вот тут вопрос, пьянство от безысходности или безысходность от пьянства? Вечный дуализм.
    Книга - жизненная, отголоск того времени.
    Ирина, почитайте его исторические вещи. "Тобол", я отзыв о нем тоже писала, "Сердце Пармы"... Вообще окунается в ту эпоху и живёшь там. "Золото бунта", правда начала и бросила, иногда он грешит жуткими описаниями смертей, изнасилований, в данном случае,н в эпоху пугачевщины,в но это правда, и это было... Нужно вернуться к к этой книге, вообще талантливейший писатель.
    Ирина, спасибо за ваше мнение, мне нравятся ваши отзывы, они всегда просты и понятны.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина! У меня тоже двоякое отношение к географу. У него много положительного. Наверное, в каждом из нас есть и отрицательные и положительные черты.

      Удалить
    2. Ира Заика, сняла с языка) очень точно сформулировала мои мысли поп воду книги и главного героя.
      Фильм смотрела ради Хабенского, уважаю)

      Удалить
    3. Спасибо! Но я фильм не смотрела.

      Удалить
  5. Здравствуй, Ира! Мне кажется, что это полностью выдуманный писателем образ учителя. Вряд ли Иванов писал его с какого-то прототипа. Судя по твоему отзыву, книга интересная. И фильм снят по этой книге, в главной роли - Константин Хабенский.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, книга интересная. Есть какие-то нехорошие моменты в книге. Поэтому я не советую ее читать школьникам. Не знаю, кто посоветовал прочитать ее в читательском марафоне.

      Удалить
  6. Ирина Михайловна, добрый день! Отвечу очень коротко - я не являюсь поклонником прозы Иванова. Вам спасибо за чёткий о конкретный отзыв, право выбора есть - читать или ...пройти мимо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Ивановна! Эта первая книга, которую я прочитала у Алексея Иванова. Если бы не марафон, не подумала, чтобы ее почитать.

      Удалить
  7. İlginç bir kitap , duymamıştım. Teşekkürler paylaşım için ...

    ОтветитьУдалить
  8. Спасибо за рецензию. Открываете для меня мир современной прозы )))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Виктория! Эта первая книга Алексея Иванова, которую я прочитала. Я давно слышала об этой книге.

      Удалить
  9. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Я прочитала эту книгу давно, предварительно посмотрев спектакль, и была очень шокирована. Думала, что книга мягче.В школе работала 30 лет, но подобные учителя мне не встречались. Но Иванов - разный. Мне, например, очень нравится "Тобол" - потрясающая историческая книга, "Сердце Пармы".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Я у Иванова больше ничего не читала. Наверное, больше и не буду.

      Удалить
  10. «Географ глобус пропил» - авантюрный роман Алексея Иванова, Вы совершенно правы!
    Ирина, автор этой книги Алексей Иванов мой земляк-пермяк, по этому я с интересом читала !"Георгафа...", ведь это мой город, мой край. Мне книга понравилась гораздо больше фильма.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья! Фильм я не смотрела, а книга мне понравилась.

      Удалить
  11. Sound like a good read. :-)

    How are things in Russia? We have had 6 deaths so far and life seems to have slowed down. Worrying times as I think many will lose their jobs :-(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Dear Ananka! In our country some people fell ill but nobody died. In our place only two men are affected.

      Удалить
    2. Things are getting worse in Scotland :-( 14 deaths and 500 infected. It is looking like we are heading for complete lockdown. Lots of shops shutting and only the essentials ones opening. Lots of people are off work too, again only the essential workforce remain.

      Удалить
  12. Добры вечер, Ирина! Книгу не читала и, наверное, не буду читать. Когда я училась в институте, в нашей группе было 8 юношей. А на весь курс из ста человек - 17. Половина из них была как раз такими, как герой этого романа. Иногда я думала: "Какие из них учителя? Зачем они вообще пришли сюда учиться". Но, к счастью, ни один из них учителем так и не стал. И это хорошо! Потому что не все способы воспитания хороши. И особенно в маленьких провинциальных городках и поселках. Там и так большинство жителей не обременены воспитанием и образованием, и поэтому учителя там должны быть на голову выше,умнее и воспитаннее, чем окружающие, чтобы ученики могли видеть хороший пример.
    Начинала читать "Тобол", но не пошло. Хотя пишет Иванов неплохо, просто мне была тема не очень интересна.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Марина! Я выбрала книгу Алексея Иванова, так как участвую в читательском марафоне Ольги Николаевны Голубевой. Не все книги из предложенных есть в нашей городской библиотеке. Выбор у меня небольшой. Но в целом мне книга понравилась.

      Удалить
  13. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Наверное, всё-таки мне ближе и понятнее классический образ учителя: умного, образованного, умеющего не опускаться до уровня детей, а наоборот, тянуть их до своего уровня. Про эту книгу слышала неоднократно, но читать не буду. Всё-таки учитель должен быть примером, а не наоборот.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Антонина Валерьевна! Спасибо, что прочитали мой отзыв. Я рада, что прочитала эту книгу. Хотя бы познакомилась с творчеством Алексея Иванова.

      Удалить
  14. Добрый день,Ирина Михайловна. У вас очень интереный и полезный блог. Спасибо вам огромное за помощь))) Наткнулась на рубрику "Оформление библиотеки". Все классно. Там написано, что вы высылаете на электронный ящик полочные разделители. Буду очень вам благодарна, если вы окажите мне помощь. ametova1972@gmail.com

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталия! Сегодня у меня уже не получится послать вам разделители. Сейчас пишу на смартфоне. Пошлю завтра с компьютера.

      Удалить
  15. Very interesting book about the educational world. Seems a great book to give an idea for the teacher who deal with their students.

    Stay safe and healthy, Irina!

    ОтветитьУдалить
  16. Спасибо, Ирина Михайловна, за новую для меня книгу!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Оксана Владимировна! Спасибо, что читаете мои отзывы о прочитанных книгах.

      Удалить
  17. Ирина Михайловна, здравствуйте! Спасибо за отзыв. Иванова не читала. Вот теперь и думаю: читать-не читать?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Алина Ивановна! Я тоже Иванова раньше не читала. Но, как участник читательского марафона, читаю книги, которые нахожу в городской библиотеке.

      Удалить
  18. Ирина, добрый день! Я - страстный читатель, люблю книги с детства, и мне повезло, что мой муж не вылазит из библиотек, мы с ним записаны во все библиотеки вокруг нас. Я прочитала Ваш и не только Ваш пост про книжные марафоны и... у меня возникли вопросы, особенно по книге какого-то Иванова. Ирина, а зачем, к чему и почему тратить своё драгоценное время ( читай - жизнь) на такое странное ЧТИВО, не заслуживающее никакого внимания, ведь мы ( к большому сожалению) не сможем прочитать за всю нашу жизнь всех мировых шедевров и гениальных произведений самых знаменитых писателей? Что это за марафоны, когда тебя принуждают читать белиберду? И тратить на это остатки своей жизни? Это что?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Татьяна! Для чтения в марте все участники марафона выбирают книги, которые ркемендуют другие участники. Там большой список. Я прочитала те книги, которые нашла в городской библиотеке.
      Я думаю, что стоило познакомиться и с творчеством Алексея Иванова. Конечно, больше его книг я не собираюсь читать.

      Удалить
  19. Ирина, а подскажите, где проходит читательский марафон, в рамках которого вы прочитали эту книгу? Очень надеюсь, что её кто-то сумел оценить по достоинству. Книга замечательная!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксения, марафон проводит Ольга Николаевна Голубева в своем блоге "Пишичитай". Обращайтесь к ней.

      Удалить