пятница, 3 августа 2018 г.

Ровесник века

Авиатор
Уважаемые читатели! Недавно я прочитала роман Евгения Водолазкина «Авиатор». Книгу брала в нашей Полысаевской центральной городской библиотеке. Герой романа молодой человек около 30 лет, который очнувшись однажды на больничной койке, понимает, что не знает про себя ровным счетом ничего – ни своего имени, ни кто он такой, нигде он находится. В надежде восстановить историю своей жизни, он начинает записывать посетившие его воспоминания, отрывочные и хаотичные: Петербург начала ХХ века, дачное детство в Сиверской и Алуште, гимназия и первая любовь, революция 1917-го, влюбленность в авиацию, Соловки… Но откуда он так точно помнит детали быта, фразы, запахи, звуки того времени, если на календаре – 1999 год?

«Говорил ей: в холода носи шапку, иначе отморозишь уши. Посмотри, говорил, сколько сейчас прохожих без ушей. Она соглашалась, мол, да-да, надо бы, но не носила. Смеялась над шуткой и продолжала ходить без шапки. Такая вот картинка всплыла в памяти, хотя о ком здесь идет речь – ума не приложу.
Или, допустим, вспомнился скандал – безобразный, изнурительный. Непонятно где разыгравшийся. Обидно то, что начиналось общение хорошо, можно сказать, доброжелательно, а потом слово за слово все переругались. Главное, самим же потом стало удивительно – почему, зачем?
Кто-то заметил, что часто так бывает на поминках: часа полтора говорят о том, каким покойник был хорошим человеком. А потом кто-то из пришедших вспоминает, что был покойник, оказывается, не только хорошим. И тут, как по команде, многие начинают высказываться, дополнять – и мало-помалу приходят к выводу, что был он, вообще-то, первостатейным мерзавцем.
Или совсем уж фантасмагория: кому-то дают по голове куском колбасы, и вот этот человек катится по наклонной плоскости, катится и не может остановиться, и от этого качения кружится голова…
Моя голова. Кружится. Лежу на кровати.
Где я? Шаги.
Вошел неизвестный в белом халате. Стоял, положив руку на губы, смотрел на меня (в дверной щели еще чья-то голова). Я же, в свою очередь, смотрел на него – не открываясь как бы. Из-под неплотно сомкнутых ресниц. Он заметил их дрожание.
– Проснулись?
Я открыл глаза. Приблизившись к моей кровати, неизвестный протянул руку:
– Гейгер. Ваш врач.
Я вытащил из-под одеяла правую руку и почувствовал бережное рукопожатие Гейгера. Так касаются, когда боятся сломать. На мгновение он оглянулся, и дверь захлопнулась. Не отпуская моей руки, Гейгер наклонился ко мне:
– А вы – Иннокентий Петрович Платонов, не так ли?
Я не мог этого подтвердить. Если он так говорит, значит, имеет на то основания. Иннокентий Петрович… Я молча спрятал руку под одеяло.
– Вы ничего не помните? – спросил Гейгер.
Я покачал головой. Иннокентий Петрович Платонов. Респектабельно. Немного, может быть, литературно».
В больнице всего три человека: доктор Гейгер, медсестра Валентина и больной, которого зовут Иннокентий Петрович Платонов.
Доктор советует больному записывать свои воспоминания. Понемногу к нему возвращается память. Он вспоминает детство, свою любимую книгу «Робинзон Крузо», убийство отца пьяными матросами, квартиру профессора Воронина (в которую поселили его с матерью), соседа Зарецкого, рабочего с колбасной фабрики, и  дочь профессора Анастасию, свою первую любовь… А потом будет Настя, внучка Анастасии…
Иннокентия арестовали по ложному обвинению, он прошел все круги ада на Соловках, в страшном концлагере для врагов Советской власти. И там же над ним был произведён ужасный эксперимент… Только немецкие фашисты производили подобными опыты над заключёнными лагерей.
А его маме сообщили, что сын умер от воспаления лёгких.
Как страшно читать описания жизни в ГУЛАГе! Не буду об этом рассказывать подробно. Какие страшные преступления против невинных людей! А мы ещё ужасаемся порядкам в фашистских концлагерях, если точно такие же преступления совершались в нашей стране людьми, которые называли себя пламенными большевиками и коммунистами.
А самое страшное для меня (и для главного героя) было то, что товарищ детских игр и двоюродный брат Иннокентия Сева оказался одним из палачей, который ничем не помог брату.
Ещё я хочу сказать только, что Иннокентий Платонов был ровесником 20 века. Он родился в 1900 году.
Евгений Водолазкин – прозаик, филолог, лауреат премии «Большая книга».  Автор бестселлера «Лавр» и романа «Соловьев и Ларионов». В России его называют «русским Умберто Эко», в Америке – после выхода «Лавра» на английском – «русским Маркесом». Ему же достаточно быть самим собой. Произведения Водолазкина переведены на многие иностранные языки.
Советую прочитать эту книгу, тем, кто любит современную русскую литературу и интересуется историей России, хотя в книге есть и элементы фантастики (не думаю, что после эксперимента, произведённого над заключенными ГУЛАГа можно выжить).
 Мои дорогие читатели! С нетерпением жду ваши комментарии! Большое спасибо!

32 комментария:

  1. Здравствуйте, Ирина Михайловна! Заинтересовали, обязательно познакомлюсь с произведениями Евгения Водолазкина!!!)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Валентиновна, здравствуйте! Мне очень понравился роман "Авиатор". Рекомендую прочитать!

      Удалить
  2. Здравствуй, Ира! Всегда интересовалась историческими книгами, а здесь ещё есть элементы фантастики. Обязательно надо прочитать "Авиатор" Е. Водолазкина.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, я думаю, что в вашей городской библиотеке обязательно должна быть эта книга. Будет возможность, почитай!

      Удалить
  3. Здравствуйте, Ирина Михайловна. Спасибо за обзор! Я уже где-то читала отзыв на эту книгу и тоже писали, что книга интересная. Надо взять на заметку))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Надежда Владимировна! Я ни у кого из блогодрузей не видела пост о книге Евгения Водолазкина. Да, очень интересная книга.

      Удалить
    2. Вот отзыв Оли Бакулевич об этой книге: http://olgabakulevich.blogspot.com/2017/04/blog-post.html#more

      Удалить
    3. Ирина, спасибо! Я посмотрю! С блогом Ольги Бакулевич "Солнышко в сердце" я знакома.

      Удалить
    4. Ирина, я посмотрела пост Ольги Анатольевны. Я уже и забыла, что у нее есть еще блог "Остров".

      Удалить
  4. Книгу прочла давно, но отзыв в блоге не писала - не впечатлила как-то...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина! А мне книга понравилась.

      Удалить
    2. А "Лавр" не читали, Ирина? Судя по отзывам - книга совсем другого формата...

      Удалить
    3. Нет, "Лавр" я не читала. Знаю, что книга о средневековом ученом.

      Удалить
    4. Я тоже Водолазкина читала только книгу "Авиатор". Ничего, можно читать. Интересно!

      Удалить
  5. Ответы
    1. Светлана Николаевна, почитайте Евгения Водолазкина!

      Удалить
  6. А я не люблю такое совмещение истории и фантастики. Книга меня не впечатлила. Но это не значит, что ее не стоит читать. Я думаю, что Ваш отзыв, Ирина Михайловна, будет полезен тем, кто любит совмещение жанров

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Борисовна! Эта книга-загадка. А я люблю загадки.

      Удалить
  7. Ирина Михайловна, здравствуйте! Читала об авторе и его книгах, но сами книги мне пока не удалось почитать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Людмила Федоровна! Наверное, не всем нравятся книги Водолазкина, но мне "Авиатор" понравился.

      Удалить
  8. Здравствуйте, Ирина Михайловна. Долго эту книгу обходила стороной. Но Ваш отзыв меня заинтересовал

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Анна Владимировна! Мне книга понравилась. Хотя об ужасах ГУЛАГа страшно читать!

      Удалить
  9. Ирина Михайловна, здравствуйте! Водолазкин мне интересен тем, как он доносит свои идеи свободно "перемещаясь" во времени, и фантазия - только прием, остальное правда. Спасибо за ваш отзыв

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Анатольевна! Мне кажется, что Водолазкина хотел показать, что произойдет, если ровесник 20 века окажется в нашем мире компьютеров, мобильных телефонов. Да, все остальное это правда.

      Удалить
  10. Ирина Михайловна, какое интересное название поста! И вы очень интересно рассказали о книге. Люблю книги с небольшим историческим уклоном. надо будет почитать! К тому же информация о репрессиях не будет лишней - в нынешнем году мне снова нужно будет составлять сценарий ко дню политрепрессированных, может быть, возьму из этой книги цитату, а то вся информация в инете уже такая заезженная! И я удивляюсь - как вы, в смысле, все те, кто пишут отзывы о книгах, успеваете так много читать? Либо я читаю очень медленно, либо у меня занятость большая, либо...ну не знаю...Мне нравится читать в тишине и уединении, а такого в моей жизни бывает мало, а читать в суете - не мое, хочу читать в удовольствие...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наталья Васильевна!Почитайте не пожалеете. Очень интересная книга. Историческая.

      Удалить
  11. Иринка, ну как тебе умудряется отыскать такие интересные книги?????Я читала об этом авторе ранее, но никак не осмелюсь прочитать это произведение...После твоего поста непременно прочитаю! Спасибо за пост! И хоть не очень люблю исторические,но...Сейчас я читаю книгу Марты Шад "Дочь Сталина",зацепила...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светланка, это же не совсем историческая книга. Книга самая настоящая художественная! Интересная!

      Удалить
  12. Ирина, заинтересовали... А как на ваш взгляд, Насте моей можно её читать или рановато такое? Просто она увидела ваш отзыв и тоже этой книгой заинтересовалась. А ведь если я теперь её возьму почитать, она же её тоже станет читать.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Евгения! Я думаю, что Насте еще нельзя такие книги читать. Уж очень страшно описываются события в ГУЛАГе. Как издевались над людьми. Когда в документах это читаешь, не так чувствуешь, как в художественных произведениях.

      Удалить
  13. Вот что не люблю, так это исторические книги. А особенно про ГУЛАГ и всякие зверства, больно очень читать :( Но описание интригует, конечно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Алёна! Это художественная книга, основанная на исторических событиях. И ГУЛАГ показан через восприятие главного героя.

      Удалить