пятница, 15 декабря 2017 г.

Марина Цветаева: я жажду чуда...

Итоги конкурса "Читаем Цветаеву" 
Цветаева
Уважаемые читатели!
С 8 октября по 1 декабря в рамках Международного проекта «Страна читающая» проходил конкурс «Читаем Цветаеву», посвященный 125-летию со дня рождения русской поэтессы, прозаика, переводчицы Марины Ивановны Цветаевой (1892-1941).
12 декабря на сайте проекта были подведены итоги конкурса.  Я выражаю огромную благодарность всем читателям, которые голосовали за меня.
 Огромное спасибо и тем, кто просто открыли «Волшебный фонарик» и посмотрели мой пост.
Читаем Цветаеву

Свои первые стихи Марина Цветаева написала в 6-летнем возрасте. По воспоминаниям сестры поэтессы, она хранила их в отдельной тетрадке, которая постоянно пополнялась новыми произведениями, наивными и очень романтичными. Тем не менее, в день своего 17-летия, 26 сентября 1909 года, юная поэтесса сделала в заветной тетради новую запись, которая потрясла ее близких глубиной и трагизмом. Позже стихотворение «Молитва» вошло в первый сборник Марины Цветаевой под названием «Вечерний альбом», став одним из ключевых произведений. О чем же оно?
Как истинная православная христианка, поэтесса с первых строк обращается к Богу, прося его совершить чудо «теперь, сейчас, в начале дня». Однако автор жаждет не славы и признания, богатства или же любви – она мечтает о смерти. Согласитесь, что для юной девушки такое желание является достаточно странным и эпатажным.
Но Цветаева дает ему объяснение, отмечая, что хочет покинуть этот мир, пока ее жизнь еще является «непрочитанной книгой». Говорят, что очень многие поэты обладают даром предвидения и заранее знают, как сложится из судьба. По-видимому, Цветаева тоже ощущала нечто подобное, так как неоднократно предсказывала себе жизнь, полную страданий и невзгод. Поэтому ее желание умереть в столь юном возрасте объясняется тем, что она попросту боится всех тех испытаний, которые должны выпасть на ее долю. Поэтесса не хочет взрослеть и заведомо отказывается от права выбора собственного жизненного пути, хотя и подчеркивает, что Бог дал ей слишком много, и теперь она жаждет «сразу – всех дорог!».
В своих девичьих мечтах она видит себя разбойницей с большой дороги и амазонкой, которая мчится в бой под звуки органа, звездочетом, который предсказывает судьбу в темной башне и примерной матерью для своих детей. Цветаева мечтает о том, «чтоб был легендой – день вчерашний, чтоб был безумьем – каждый день».
Но, вместе с тем, чужой взрослый мир, в котором предстоит жить по совсем другим законам, по-настоящему пугает 17-летнюю поэтессу. Она при всей своей безудержной фантазии и склонности к эксцентричным поступкам является тихой домашней барышней, которая мечтает о любви и счастливой семье. Но, вместе с тем, Цветаева понимает, что ей уготована совсем иная судьба, и она не хочет принимать этот дар небес, который обречет ее на одиночество, непонимание и страдания.
Марина Цветаева была очень талантливым и непосредственным подростком. Она в совершенстве владела несколькими иностранными языками, любила рисовать и музицировать. Однако самой большой ее страстью являлась литература. Будущая поэтесса осознавала, что наделена способностью излагать свои мысли так, чтобы они не могли никого оставить равнодушными. Поэтому неудивительно, что уже в 15 лет она видела себя знаменитой поэтессой, предрекая, что ее полудетские стихи в будущем станут классикой русской литературы.
 Что же произошло за два года, которые превратили наивного подростка в роковую барышню, мечтающую умереть в свой день рождения? Сегодня ответить на этот вопрос довольно сложно, однако исследователи творчества Цветаевой утверждают, что именно в этот период она осознала – поэзия не является безобидным увлечением юных гимназисток, она откладывает отпечаток на всю последующую жизнь и становится непосильной ношей для тех, кто решил выбрать литературную стезю. Именно понимание той ответственности, которую предстояло взять на себя юной поэтессе, так напугало Цветаеву, которая бы с радостью предпочла распрощаться с жизнью ради возможности избавить себя от предстоящих испытаний. 
Конечно, в стихотворении «Молитва» много пафоса и юношеского максимализма, поэтому не следует воспринимать серьезно его последние строки, в которых она обращается к Богу со словами: «Ты дал мне детство – лучше сказки и дай мне смерть – в семнадцать лет». Но эти фразы оказались пророческими, и поэтический крест, который пришлось нести Цветаевой, оказался для нее непосильным. Именно поэтому впоследствии она добровольно ушла из жизни, считая, что ее стихи не в состоянии изменить мир к лучшему и стать путеводной звездой для будущих поколений.

Христос и Бог! Я жажду чуда
Теперь, сейчас, в начале дня!
О, дай мне умереть, покуда
Вся жизнь как книга для меня.

Ты мудрый, Ты не скажешь строго:
- "Терпи, еще не кончен срок".
Ты сам мне подал - слишком много!
Я жажду сразу - всех дорог!

Всего хочу: с душой цыгана
Идти под песни на разбой,
За всех страдать под звук органа
и амазонкой мчаться в бой;

Гадать по звездам в черной башне,
Вести детей вперед, сквозь тень...
Чтоб был легендой - день вчерашний,
Чтоб был безумьем - каждый день!

Люблю и крест, и шелк, и каски,
Моя душа мгновений след...
Ты дал мне детство - лучше сказки
И дай мне смерть - в семнадцать лет!

ИСТОЧНИК: http://pishi-stihi.ru/molitva-cvetaeva.html

Мои дорогие читатели! 
С нетерпением жду ваши комментарии! 
 Большое спасибо!

22 комментария:

  1. Ирина,добрый день! Поздравляю!!!Молодец,что приняла участие в этом конкурсе! Я люблю творчество Цветаевой!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана! Спасибо за поздравление! Люблю стихи! Люблю их читать! В Стране читающей следующий конкурс называется "Читаем Блока". Не хочешь принять участие?

      Удалить
  2. Ирина Михайловна, добрый день! Примите мои искренние поздравления! К юбилею М.И.Цветаевой тоже писала пост в своём блоге. Тема творчества и жизни этого замечательного поэта мне очень интересна. Спасибо Вам за эту публикацию, с удовольствием прочитала) Творество А.Блока тоже люблю, одно из любимых со школьной скамьи-"О подвигах, о доблестях, о славе..."

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина Ивановна, спасибо! А вы принимаете участие в конкурсах проекта "Страна Читающая! Я уже 5 раз принимала участие. Мне не нравится, что стихи надо читать только определенные, по школьной программе. На сайте есть специальный список стихов. А я хочу читать стихи Блока свои любимые.

      Удалить
  3. Ирина Михайловна, я всегда с интересом слежу за Вашей активной творческой деятельностью. Даже и не сомневаюсь, что Вы будете активным участником и следующих проектов "Страны читающей".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Борисовна, следующий конкурс называется "Читаем Блока". Я хочу читать совсем другие стихи Блока. В этом проекте читают только стихи по школьной программе. Мне это не очень нравится.

      Удалить
  4. Здравствуйте, Ирина Михайловна. Поздравляю Вас. Какое проникновенное стихотворение. Дальнейших творческих свершений.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Анна Анатольевна, большое спасибо. В этом проекте выбирают стихотворение только из предложенных.Они все из школьной программы. Это стихотворение мне нравится, хотя Марина его написала в 17 лет.

      Удалить
  5. Ирина Михайловна, поздравляю! Не каждое стихотворение берет за душу. Это стихотворение наверное никого не оставит равнодушным.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена Владимировна, не знаю. Я выбрала это стихотворение их предложенных на сайте проекта "Страна читающая". Стихи предлагают читать по школьной программе.

      Удалить
  6. Добрый день, Ирина Михайловна! Проект Страна читающая - замечательный! Удачи Вам в новом конкурсе!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Анна Анатольевна! Хочу попробовать взять ребенка для участия в конкурсе. Только не знаю. Может не получится! У родителях надо спрашивать.

      Удалить
  7. Добрый день, Ирина Михайловна! Снова стихи М.И.Цветаевой, знаю наизусть...

    Вот опять окно,
    Где опять не спят.
    Может - пьют вино,
    Может - так сидят.
    Или просто - рук
    Не разнимут двое.
    В каждом доме, друг,
    Есть окно такое.
    Не от свеч, от ламп темнота зажглась:
    От бессонных глаз!
    Крик разлук и встреч -
    Ты, окно в ночи!
    Может - сотни свеч,
    Может - три свечи...
    Нет и нет уму
    Моему покоя.
    И в моем дому
    Завелось такое.
    Помолись, дружок, за бессонный дом,
    За окно с огнём.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ирина Ивановна! Какие чудесные стихи! СПАСИБО! СПАСИБО! СПАСИБО!

      Удалить
    2. Ирина, Михайловна, рада, что понравилось...на всякий случай пишу адрес электронной почты, вдруг, когда-нибудь понадобится!?
      irina_yaranova52@mail.ru

      Удалить
    3. Ирина Ивановна! Спасибо! Я переписала в тетрадку ваш электронный адрес.
      Будем продолжать дружить блогами!

      Удалить
  8. Ира! Поздравляю с сертификатом! Я за тебя голосовала.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лариса, спасибо, чтобы голосовала за меня. Спасибо за поддержку!

      Удалить
  9. Ирина Михайловна, поздравляем, как-то мы пропустили Ваше участие, а то обязательно бы проголосовали

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Светлана Геннадьевна, большое спасибо! Я рада вашему комментарий. Просто посмотрите мой пост, на который я даю ссылку.

      Удалить
  10. Ирина, поздравляю от всей души! Трогательное стихотворение!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо, Роза-Мария! Я старалась! Следующий конкурс проекта "Читаем Блока".

      Удалить